Дизайнерские произведения

В отличие от сферы «чистой техники» дизайнерские произведения той или другой мерой несут на себе следы влияния личности художника. С именами дизайнеров, интересных своими творческими достижениями, мы знакомимся на страницах печати. Дизайн, естественно, имеет отражение местных традиций. Можно много говорить, например, об узбекском дизайне. Далеко на юге, в знойном Узбекистане - свои характеры, свои темы, свои традиции. И дизайн там имеет свои местные признаки. Конструкторское бюро, например, Ташкентского тракторного завода силами своих ведущих дизайнеров создало несколько моделей сельскохозяйственных тракторов. Эта очень прогрессивная дизайнерская разработка предусматривала использование нескольких блоков (или узлов), из которых можно составлять тракторы разного назначения. Но для нас интересное то, что Правда Раскольникова и правда Сони сумели предоставить внешней форме машины очень своеобразный вид: в нем ясно прочитывается принадлежность к местной региональной культуре, и не потому, что эта машина была названа именем героя узбекского эпоса - «Мансур». Невыделяющийся рельеф панелей, из которых смонтирован корпус трактора, тонкие раскладки кабины перекликаются с традиционной среднеазиатской орнаментацией. Характер ее выработанный столетиями сформировался в какой-то мере под влиянием щедрого южного солнца, которое создает даже при невысоком рельефе резкую и четкую светотень. Так дизайнерам Ю. Мосунову и А. Фролову удалось найти удивительное объединение рационального и самобытного, инженерного и художественного. Как для всякой новой сферы деятельности, для отечественного дизайна со всеми его многочисленными проблемами первостепенное значение имеет издание посвященной ему литературы. Большое значение в деле популяризации творческих достижений и задач отечественного дизайна имеют специализированные и тематические выставки. Они проводятся на различных уровнях. Многоцелевая деятельность дизайна нуждается в большом количестве специалистов. Первые дизайнеры вышли из среды архитекторов, художников-декораторов, графиков и инженеров. Тем не менее, этот путь подготовки специалистов новой области не мог удовлетворить возрастающих нужд народного хозяйства. В 1963 году в большинстве художественных вузов были организованы факультеты и отделения промышленного искусства. Кроме обычных для всех художественных учебных заведений рисунка и живописи, важное место в учебном плане этих факультетов и отделений отводится вопросу освоения разных материалов. В специальных мастерских студенты работают с пластмассой, деревом, металлом. Изучаются инженерные дисциплины, экономика, технология. Но главным предметом является проектирование. Им занимаются с первых курсов. Оно начинается с простейших задач и заканчивается дипломным проектом. Темы дипломных проектов берутся из реальной жизни, а сам проект принимает Государственная экзаменационная комиссия при участии представителей соответствующих предприятий. Большую помощь в теоретической и практической деятельности наши дизайнеры получают со стороны творческих союзов, в которых созданы Различие в характерах и образах дизайна. В наше время каждая из стран уверенно выступает на международном рынке со своими лучшими, эстетично совершенными изделиями. Общим признанием пользуются замечательные сельскохозяйственные машины Германии, комфортабельные «Икарусы» венгерского производства, польские корабли, чешский хрусталь, болгарские погрузчики и т.д. У каждой страны есть свой «конек», у каждой из стран есть чем гордиться. За внешним успехом этих изделий кроется большая творческая работа. Техническая эстетика служит цели повышения культурного уровня, эстетичного воспитания человека. Все лучшее, что дает дизайн, премируется: в Болгарии каждый год присуждается премия «Золотые руки», в Чехословакии отмечается «Наилучшее изделие года» и т.д. Нет потребности перечислять все изделия, которые выпускаются в Германии и завоевали мировое признание. Кроме машин, о которых мы уже упоминали, можно назвать разные бытовые приборы, автомобили, железнодорожные вагоны, станки.