Вводный урок к проекту

Тема урока: выбор темы проекта

Тип урока:мозговой штурм

Цель урока:выбор творческого названия темы проекта на основе основного и проблемных вопросов, предварительное планирование по группам.

Задачи урока:

Образовательные:

  • применение опорных знаний;
  • анализ вопросов учителя;
  • предложения вариантов темы проекта;
  • выбор темы
  • оценить предварительные знания.

Развивающие:

  •  развивать у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, существенное, обобщать, формулировать выводы;
  • умение выделять в быту и окружающей действительности информационные процессы, входную и выходную информацию;
  •  развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности.

Воспитательные:

  • развитие эмоционально-волевой сферы, побуждение к применению полученных знаний;
  • формировать коммуникативные компетенции учащихся
  • побуждение бережного отношения к прошлому.

Основные этапы урока:

  • организационный момент (деление по группам);
  • обоснование актуальности проблемы;
  • предложение основополагающего и проблемных вопросов к проекту;
  •  предложения от каждой группы вариантов темы;
  • Физкультминутка;
  • обсуждение вариантов;
  • выбор темы;
  • обсуждение учебных вопросов;  
  • домашнее задание(распределение заданий по группам).

Программно-дидактическое обеспечение:

  • компьютеры;
  • мультимедийный проектор;
  • ЭДО;
  • презентация учителя;
  • ресурсы Интернет.

План урока

  1. Организационный момент (5 мин)
  2. Обоснование актуальности проблемы (2 мин)
  3. Предложение основополагающего и проблемных вопросов (5 мин)
  4. Предложения от каждой группы вариантов темы(7 мин)
  5. Обсуждение вариантов, выбор темы (7 мин)
  6. Физкультминутка (2мин)
  7. Обсуждение учебных вопросов(8 мин)
  8. Предварительное планирование по группам (5 мин)  
  9. Подведение итогов урока (2 мин)
  10. Список источников(2мин)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Размещение обучающихся за партами, разделение их по группам (2-3 человека).  (Я занимаюсь с половиной класса).

2. Обоснование актуальности проблемы

Вы знаете, что Кемеровской области исполняется 70 лет. В рамках этого праздника можно представить и наш город, который  входит в её состав. Предлагаю  выбрать вместе со мной тему проекта. Она должна носить проблемный характер, т.е. не  иметь однозначного ответа. 

3. Предложение основополагающего и проблемных вопросов

Я буду задавать вопросы, а вы предлагайте варианты темы, которая отражала бы динамику развития города. Итак, основной вопрос:

3.1 Как зависит    будущее города от имеющихся природных богатств?

Сразу возникает вопрос, что такое природные богатства?

 1 группа пусть напишет на ЭДО:

  • Уголь
  • Золото
  • Лес
  • Сельское хозяйство

 

Что к этому может добавить 2-ая группа?

  • Заповедник
  • Коневодство

 

Что могут добавить другие группы?

3.2. Проблемные вопросы

         3.2.1 Почему так назван наш город?

         3.2.2. Какие основные характеристики города?

        3.2.3 Какие природные богатства определили направления    промышленности.

 

  1.  
  2.  
  3.  
  4. Прошу подумать о названии темы проекта каждой группе. Ваши предложения?

Создаётся проблемная ситуация  интеллектуального затруднения.

Ожидаемые ответы:

4.1.                     развитие города Берёзовский за 47 лет;

4.2.                     Берёзовский вчера, сегодня, завтра;

4.3.                     преобразования города Берёзовский;

4.4.                     47 лет Берёзовскому.

  1. Обсуждение вариантов темы.

Вариант 4 сразу отпадает, т.к. эта тема представляет констатацию факта.

Варианты 1-3 не имеют однозначного ответа, но вариант 3 не подразумевает  временной интервал, в который должен поместиться проект. Остаются варианты 1 и 2

Вариант 1 сужает поиск словом «развитие». Во втором варианте можно дать простор мысли, он содержит  креатив.

Наиболее творческим признан второй вариант, т.е. «Берёзовский вчера сегодня, завтра»

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6. Вы немного устали. Проведём гимнастику, которую записали для вас старшеклассники.

Идёт гимнастика

  1. Для каждого проблемного вопроса обсудим учебные вопросы.

7.1.                    Как можно ответить на вопрос «Почему так назван наш город»?

7.1.1.  Из каких посёлков был основан?

7.1.2.  Какой посёлок  явился прототипом названия?

7.1.3.  Почему так назывался прототип?

У кого что есть добавить? Предложения записываются

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  

7.1.                        

7.2.                       Какие основные характеристики города?

7.2.1. Как расположен город на карте области?

7.2.2.  Как расположен город на карте России?

7.2.3.  Какие знаете культурные и оздоровительные учреждения?

7.2.4.  Дата образования, площадь, население?

Что можно добавить ещё?

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  

7.1.                        

7.2.                        

7.3.                       Как природные богатства определили направления промышленности?

7.3.1. Какие предприятия угольной промышленности есть?

7.3.2. Есть ли золотодобывающие прииски?

7.3.3. Как работает лесное хозяйство?

7.3.4. В каком состоянии сельское хозяйство?

7.3.5. Есть ли у нас заповедники?

7.3.6. Как развивается коневодство?

Жду ваших предложений.

7.4.                       Похож ли мой город на город моего дедушки?

7.4.1. Как изменился за последнее время облик города?

7.4.2. Какие основные угольные предприятия?

7.4.3. Какие общеобразовательные учреждения есть?

7.4.4. Какие коллективы культуры имеют звания

Какие будут дополнения?

7.5.                       Каким хотите видеть наш город в будущем?

7.5.1. Каким мечтаете видеть наши школы?

7.5.2. Каким видите в будущем здравоохранение?

7.5.3. Как думаете изменится угольная промышленность?

7.5.4. Каким видите в будущем средства связи?

7.5.5. Насколько материально обеспеченными будут люди?

7.5.6. Как изменится природа?

  1. Вы видите направления проектной деятельности. Давайте определимся с названием групп. Записываем ваши предложения (ожидаются):

8.1.                       Историки

8.2.                       Географы,

8.3.                       Искусствоведы

8.4.                       Мечтатели

Составим предварительный план для каждой группы.

8.1.План группы историков:

1.  

2.  

3.  

4.  

5.  

6.  

7.  

8.  

8.1.  

8.1.1. Изучить происхождение города

8.1.2. Исследовать  изменения облика города за последнее время

8.1.3. Исследовать изменения в основных угольных предприятиях

8.1.4. Исследовать изменения общеобразовательных учреждений

8.1.5. Провести синтез полученных результатов и сделать вывод

8.2.                     План группы географов:

8.2.1.  Изучить природные богатства города

8.  

8.1.  

8.2.  

8.2.1.  

8.2.2. Найти  расположение города на карте области и России

8.2.3. Исследовать влияние природных богатств на развитие отраслей

8.2.4. Анализ исследований, выводы

8.3.                        План группы искусствоведов

8.3.1.  Исследовать творчество коллективов культуры  города

8.3.2. Отметить коллективы, имеющие звания

8.3.3. Отметить влияние творческих коллективов на культурный уровень населения

8.3.4. Проанализировать полученную информацию, сделать выводы

8.4.                        План группы мечтателей

8.4.1. Представьте школу будущего

8.4.2. Мечты о здравоохранении

8.4.3. Влияние угольной промышленности в будущем

8.4.4. Представление о средствах связи

8.4.5. Исследовать влияние достатка людей на процветание города

8.4.6. Мечты о природных изменениях растительности

8.4.7. Анализ исследований, выводы.

  1. Подведение итогов урока

Итак, сегодня все вместе мы определили

  • тему проекта;
  • наметили планы работы для каждой группы

Вы видите, что для реализации этих планов вам не хватает знаний. Значит перед вами стоит задача добыть их. В этом вам помогут материалы, которые я предлагаю. Надеюсь также, что вы не ограничитесь ими.

  1. 10.            Список источников

10.1.                  Wiki определение природные богатства по адресу

10.2.                  Одна из ссылок геоинформационной карты Берёзовского http://www.putevoditel.nakurorte.ru/uploads/posts/thumbs/1176568852_kemerovo_map_b.gif

10.3.                  Народная энциклопедия  "Мой город" Берёзовский

            http://www.mojgorod.ru/kemerovsk_obl/berjozvskij/

10.4.                  Книги Чворо В.Д. о городе

10.5.                  Характеристики города http://russlov.com/goroda_rossii/page/berzovskiy_kemerovskaya_obl.97

10.6.                  Книга Кадушкиной Н.З. о городе

10.7.                  История г. Берёзовского http://176.96.134.59/mb/opac_css/index.php?css=bueil&lvl=categ_see&id=2029