Shabelsk Village-2

Общая






 
 
    Село 
 
             ШАБЕЛЬСК-2


                   Произошло это в конце 50-х годов. Где-то  в 58-60 годах прошлого века. Меня, как обычно, отправили в село Шабельское к бабушке и де­душке. Да, после рождения брата в 53 году, я практически всё свободное от школы время проводил у дедушки с бабушкой. А до школы так и зимовал в селе. А в школу я пошел в 56 году.
              

  
Так вот, я под присмотром дедушки и бабушки. Ну, дедушка, в то время, еще работал в колхозе. Я помню, что он сторожил на свиноферме, в полевых бригадах, на бахче. И меня частенько брал с собой на ночевку.

Да и днем я бывал и на свиноферме и в полевых бригадах. А когда уже подрос, так со своим другом Шурой, несколько дней даже работал в поле. Для городского пацана это было в диковинку. Хорошо помню поездки на волах. На волов одевали только ярмо. Шли они неспеша. Но тянули довольно большой груз. Отзывались на команды – ЦОБ – направо и ЦОБЕ - налево. Мне пацану, ездить на повозке, запряженной волами, было скучно. Очень уж медленно они двигались. Много лучше было на колясках и бричках, запряженных лошадьми. Самая быстрая - одноколка.
На них, обычно, ездили бригадиры  и председатель колхоза. В фильме «Кубанские казаки» на такой ездит героиня Марины Ладыниной. Они были двухместными. Ну, а в двуколке было много больше места. Двуколка могла запрягаться как одной, так и двумя лошадьми.
В зависимости от того, сколько было дышел, Если одно дышло, то две лошади, если два, то одна. Немного поездил я и верхом. Лошадей в колхозе было довольно много.

Я даже припоминаю, что как – то летом был устроен какой-то казачий праздник, со скачками, рубанием лозы и т.п. Вот вспомнил, что как-то ехал в село на арбе, груженой сеном. Сена была целая копна, метра три высотой. Возница, кажется, это был мой дядя, и я сидели наверху этого стога. Неоднократно видел, как укладывали стога сена на зиму. Это своеобразная наука. Уложить правильно стог может только специалист. Стог не должен намокнуть под дождями и снегом, и не развалиться от ветров. Как-то дядя взял меня в поле. Он целый день косил траву  для коровы, а я бегал  невдалеке, потом спал в траве.
             

  
Корову нашу звали Елкой. Это было умное животное

. Утром бабушка доила её и выпускала за ворота двора. Корова сама шла в череду (стадо). Пастух гнал это стадо, в основном, на солончаки, которые росли невдалеке от берега моря.
Так-так село Шабельское расположено на возвышенности, то стадо гнали по дороге вниз к морю, перепад высот  там где-то метров десять – двенадцать. От обрыва до солончаков нужно было идти пешком около часа, а гнать стадо, понятно, намного дольше. В обед, где-то с одиннадцати до часа дня, хозяйки коров, кто мог, приходили на обеденную дойку. Вечером пастух гнал стадо в село. Обычно он догонял до сельсовета, а дальше все коровы сами шли по своим домам. Хорошо помню, что пастух предупреждал хозяйку коровы, что сегодня её корову покрыл бугай.
Чтобы хозяева были готовы. К приходу коровы открывали калитку. Как-то забыли открыть калитку, так Ёлка стояла минут десять-пятнадцать и громко мычала, требуя открыть ей калитку. Вскоре после прихода Ёлки её снова доили.
                   У нас был сепаратор.
Молоко сепарировали, сливки ставили в погреб, а обезжиренное молоко ставили скисать, на творог. Скисшее молоко процеживали через марлю. Затем, вначале, подвешивали, чтоб стекла жидкость, а затем ложили под гнёт на довольно долгий срок.
Была у нас и ручная маслобойка. Я неоднократно сбивал ею масло. Отходы от сбивания масла-сколотину всю использовали. Добавляли в борщ, в тесто и пр. Для меня было кайфом после того, как сбил масло, намазать его на недавно испеченный в печке хлеб. Тогда хлеб для себя пекла в селе каждая хозяйка.
                    В те времена, внизу, у моря, стояло около десятка, а может и более домов и работал рыбколхоз. Сразу после войны мои дедушка и дядя там работали. У берега, на якорях, стояло куча лодок. Местные пацаны, и я с ними, играли на этих лодках и даже брали их и катались, отталкиваясь от дна шестом. Лодки были разные и большие и маленькие и тяжелые и легкие.
                   И вот, в тот день, бабушка взяла меня с собой на обеденную дойку. Спустились с горы, прошли около половины пути до стада. Я сказал бабушке, что не хочу идти в ней к череде, а пойду искупаюсь. Она согласилась.
И я пошел к морю. А там мелко - отлив. Я прошел метров сто от берега и подошел к одной из стоящих на якорях лодок. Снял майку и кинул её на корму лодки.

А сам начал влезать в лодку. Положил правый локоть на борт лодки и попытался подтянуться. И, в это время, мои локоть проваливается между внешним бортом лодки и внутренней обшивкой. А планширя - верхней планки в этой лодке не было. Рука попала между шпангоутами (ребрами жесткости) лодки до самого плеча. Я попытался подтянуться на левой руке -  ничего не получается. И, самое страшное, что начался прилив, вода стала подниматься и мои ноги не доставали до дна. А лодка была хорошо просмолена и мои ступни скользили по борту. Так продолжалось минуть пятнадцать, пока я совсем не выбился из сил. Вишу на лодке, до берега далеко, люди на берегу как муравьи.
                 И я не придумал больше ничего, как звать на помощь. Стал кричать  «Помогите!». Кричал минут двадцать, охрип. Потом вижу, в воду вошел какой-то мужчина и направился ко мне. Подошел, выдернул меня из этого капкана. А я ещё и говорю, ему,- А майка? Он засмеялся, взял с лодки мою майку, и мы пошли к берегу. А на берегу меня  уже ждала бабушка. Что удивительно, меня никто не ругал. И об этом случае никто никогда не вспоминал. Только лет через тридцать пять- сорок, тетя  Нина, жена дяди, вспомнила об этом случае. Но, к тому времени, кроме неё, никого, из всей большой семьи, уже в живых не было.

Shabelsk Village

Общая

 

 

 

            

 

           Село      Шабельское 


 

                1953 -1964 гг.

 

 

 

         Сейчас в этом селе уже никого из моих родственников не осталось. Все уже на кладбище. А в те далекие времена там жила довольно большая родня. В городе Ейске жила только моя мама, да её дальние родственники по линии матери. В частности её родная тетя Агафья, которая жила неподалёку со своей матерью (моей прабабушкой). Мы к ней частенько ходили в гости. В Шабельске же в нашем дворе стояло два дома. В одном жила моя тетя Лена, вдова, муж погиб под Сталинградом. В другом побольше дедушка Илларион с бабушкой Устиньей, и дядя Ваня с женой тетей Ниной.

        

В июле 53 года родился мой брат Леонид и меня отправили в Шабельск с зимовкой. Наш двор стоял, да и сейчас стоит в центре села, ул. Ленина, напротив сельсовета. Водопровода тогда ещё не было, ходили  по воду к колодцу, метров за 150 и носили на коромысле.


Был большой огород, куры, гуси, утки, свиньи и корова Елка.





В общем, типичный сельский двор.

    

    
Шабелькое было и есть довольно большое село. Около тысячи дворов и 2500 жителей. Самое ближайшее село, в 12 км, Глафировка, но оно поменьше. На северо-востоке, вдоль Азовского моря стоит ещё одно село – Порт-Катон, сейчас это Ростовская область, тоже небольшое.

       От города Ейска, где я родился, Шабельск находится в 75 километрах, по суше конечно. Добираться нужно вокруг Ейского лимана автотранспортом, через Широчанку, Александровку, Старо-Щербиновскую станицу, Ей-Укрепление, Николаевку, Глафировку. В те, уже давние времена, когда автобусы не ходили, добирались так: До Старо-Щербиновки ехали на каком-либо поезде, а дальше 35 км пешком. Бывало, повезёт и возьмет в кузов шофер какого-нибудь грузовика.

        Ну, а по морю, конечно, ближе. Иногда сельчан подбрасывали сейнера,

которые ходили в Ейск в рыбозавод или в судоремонтный завод. Это было, конечно, за счастье.

        В 50-х годах в Шабельске, кроме основного колхоза, обрабатывавшего окрестные поля, в полную силу работал и рыбколхоз. Сначала дедушка, а потом и дядя работали в этом рыбкохозе.

Основное село расположено на верху, на обрыве, а внизу, возле моря, в те времена был поселок рыбаков. Пару улиц уж точно было. Сейчас, там, наверное, уже ничего нет.

        Там же, на территории рыбколхоза находилась и дизель-генераторная станция. От неё в село давали ток, но только до 20 часов. Потом дизель выключался, и сидели при керосиновых лампах. Ценрализованно свет провели где-то в 60-х годах. А немного позднее провели и водопровод.

        Последней умерла тетя Нина в 2005 году. Я был там за год до этого. В доме живет усыновленный тетей Ниной и дядей Ваней сын её сестры Валера с семьей. Но он как-то никогда не родичался с нами.

   



    
Я постоянно ездил летом в село до отъезда в мореходку в 1964 году. Но так получилось, что я никого из Шабельских родичей не хоронил. То забывали сообщить, то сообщали поздно.

My Beloved Grandmother-2

Общая

 

                                                                                                    Mariupol-city

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Х   Е   Р    C   О   Н

 

                         и л и

 

 

                М О Я    Л Ю Б И М А Я  

 

                                   Б А Б У Ш К А - 2

 

 

 

  Продолжение. Начало смотрите в Моя любимая бабушка

 

 

 

                        Я родилась в 1949 году. И, в том же году, у дяди Коли родилась дочь Лида. Мы потом  с ней учились в одном классе школы. Я была у бабушки любимой внучкой и почти  каждый день к ней бегала. А вот Лида к бабушке не ходила совсем. Не знаю, почему. Я приходила к бабушке и просила её пожарить лук. Почему-то я любила жареный лук, приготовленный бабушкой Ниной. Куклы все шила мне бабушка Нина. 

И делала мотанки, которые и ныне популярны. А ещё она шила мне платья. Она примечала, какие платья тетя Шура уже не носит и говорила мне. И я просила тетю отдать мне это платье. Та, в конце концов, соглашалась. И уже на следующий день у меня было новое платье. А так как мы с тетей Шурой были очень похожи, то она брала меня с собой и мы гуляли в парке и по Суворовской.

Все думали, что я её дочка. И ещё бабушка Нина все время меня баловала, давала то рубчик, то два…

          Бабушка долго работала, стирала. Вплоть до конца пятидесятых годов, уже, будучи на пенсии. Хорошо помню кучи халатов и простыней, которые вначале сохли во дворе после стирки, а потом бабушка и соседка тетя Ксена гладили их.

          У бабушки моей очень трагическая судьба. Она похоронила мужа и пережила всех своих сыновей. Да и у дочек, на момент смерти бабушки, было не всё в порядке с личной жизнью.

          Дядя Коля, женившись, выбрался из комнаты к жене. А вот мой отец с мамой  и со мной какое-то время жили в этой комнате. Получается, что там жили шесть человек. Со временем мы ушли на съемную квартиру. А в конце пятидесятых мама получила комнату от завода. В квартале от дома бабушки. Она к нам приходила, и мы к ней частенько наведывались.

         Тетя Галя  получила квартиру в начале шестидесятых. А вот тетя Шура жила в комнате вместе с бабушкой до самой её смерти весной 1973 года. И получила квартиру только после смерти своей матери.

        Теперь вкратце о моем отце. Осмыслив его жизнь спустя полвека после его смерти, мы пришли к выводу, что он спешил жить. И, за свою короткую жизнь, успел столько, сколько обычный человек не получает и за восемьдесят лет. Выпил огромное  количество горячительных напитков, любил кучу женщин и, даже, попутешествовал.

      

В начале пятидесятых годов он поехал на Дальний Восток, на золотые прииски. Был там год. Но приехал домой ко мне с мамой в пиджаке на голое тело и с туберкулезом в открытой форме. Всё, что заработал, он пропил и проиграл на обратном пути. Мама одела его и отправила в санаторий. И, до конца жизни, он и наша вся семья были на учете по туберкулезу.

       Пил он с получки, пока у него были деньги. Мама, если у него что-то оставалось, забирала. И если он нигде не запрятал какую-то сумму, то на следующий день выходил на работу. Но в пьяном виде его несколько раз раздевали до трусов, так как он пьяным был невменяемым. Хотя к трезвому к нему боялись подойти. Он был высокий – более 180 см. и крепкий. Да и драться умел, еще с флота. Пить он бросил после рождения брата в 1960 году.

      Ну, а о приключениях с женщинами я тут рассказывать не буду. Истории обычные их и сейчас полным полно. А вот умер он рано и довольно странно. Обсудив спустя много лет этот день с мужем, мы пришли к выводу, что его убили некомпетентные врачи скорой помощи. В этот день, 6 июня 1962 года отцу стало плохо, и мама вызвала скорую. А я побежала за бабушкой. Приехавшие врачи спросили, чем болел? Ответили, что туберкулез. И они вкололи ему укол с красноватой жидкостью. Похоже, что морфий. И у него сразу стали мерзнуть ноги. Поставили тазик с горячей водой, и он опустил туда ноги, сидя на диване. Потом, вдруг, сказал, обращаясь к маме, - Женя, я умираю! Откинулся на подушку и произнес, - СТЕПАН! И умер. То есть он увидел погибшего брата. Ему было 37(или 39?) лет. Мама осталась сама с тремя детьми,… Скорее всего у отца было что-то с сердцем, возможно инфаркт, а морфий его убил.

            Но и после смерти отца приключения уже его праха продолжаются до сих пор. Похоронили его на старом кладбище в центре Херсона. Я хорошо помню, где была его могила. Но я с семьей окончательно покинула Херсон весной 1973 года, вскоре после смерти бабушки Нины. И приезжали только раз в год, а то и реже. Ведь мы ж работали. А через лет двадцать после смерти отца, городские власти решили снести часть этого кладбища. Дали объявление, чтобы родственники присутствовали при переносе праха на кладбище в поселке Камышаны. Сейчас уже трудно сказать почему, но мама или не смогла или не захотела присутствовать. И получилось так, что сейчас никто не знает где захоронен прах моего отца. Учитывая, что, скорее всего, прах отца на кладбище в Камышанах, мы, на табличке, на могиле его матери, моей бабушки Нины, дописали и отца.

              Дядя Коля, сколько я его помню, все время пил. И, если мой отец пил только на то, что заработал, то дядя Коля вечно попрошайничал на выпивку.

Просил  у всех, кого знал. Являлся даже в ГАИ к тете Шуре. Милиционеры так неоднократно его били, но это было бесполезно. Как я уже упоминала, мы с его дочерью Лидой учились в одном классе. И нам наши мамы давали в школу по 10 копеек на буфет. Выходим из школы, а дядя Коля тут как тут. Просит эти десюльчики. И что нам оставалось делать? Отдавали, чтобы он побыстрее ушел и не позорил нас. А ему хватало на стакан сухого вина, оно тогда стоило 18 копеек. От стакана сухаря он был уже сильно пьяным.

            На работе его держали из-за того, что кроме него никто не мог справиться с поломанными моторами. Несколько раз отправляли в ЛТП (Лечебно Трудовой Профилакторий), лечиться от пьянки. Но все бесполезно. В последний раз руководство ЛТП просило его  остаться и работать у них, но он не захотел. А в 1972 году он несколько раз пытался покончить с собой, жена предотвращала. Но, в конце-концов, он повесился на дверной ручке. Его могила метрах в двухстах от могилы его мамы.

           Моя двоюродная сестра Лидия, дочь дяди Коли, устроилась, вначале, на работу, на кондитерскую фабрику.


А там присутствует и спирт и коньяк. И она начала выпивать. Семья распалась. В последнее время жила с цыганами. Они её и похоронили в январе 2007 года в одну могилу с дядей Колей. Поставили памятник и ухаживают за могилой. Мы, приезжая в Херсон, обязательно проведываем могилы всех родственников.

          Тетя Шура, как я уже упоминала, жила в той комнате с бабушкой. Замуж вышла она первый и последний раз в 1966 году. А в сентябре 1967 года у неё родился сын. А вскоре она разошлась с мужем и далее жила сама. Квартиру в Шуменском микрорайоне она получила уже после смерти своей мамы. Умерла в 2002году.

          Тетя Галя жила в полученной от техникума квартире по улице Горького. А в начале 70-х этот старый сектор решили снести и всем давали квартиры на Шуменском. Но тетя Галя страшно не хотела переезжать так далеко от работы и не соглашалась выбираться. Помню, все вокруг поломано, осталась только комната тети Гали. И там сидит бабушка Нина и сторожит. Но, в конце-концов, ей пришлось выбраться на Шуменский. Она получила квартиру в центре микрорайона.


Старшая сестра жила, со временем, в двух кварталах от нее. Тетя Галя никогда не была замужем и детей у неё не было. Умерла 7 марта 2013 года. Хоронили её моя сестра и брат.

           Наверное, в марте 1973 года бабушка Нина заболела. Что-то похожее на грипп. Лежала она около недели. Я пришла к маме, и она попросила отнести бабушке кабачковую икру, которую она очень любила и ещё что-то из продуктов. Я отнесла, бабушка обрадовалась моему приходу. А на следующий день она умерла. И я ещё долго думала, что это я отравила её кабачковой икрой. Хотя икра была с консервного завода, где работала моя мама, прямо с конвейера. Было бабушке 77 лет…

              В мае прошлого 2013 года мы съездили в Херсон, проведали могилы всех родственников. А могилу бабушки и моего отца привели, по возможности, в порядок. Покрасили оградку, вырубили все кусты и пр.

My Beloved Grandmother

Общая

                                                                    Mariupol-city

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

                                 Х   Е   Р    C   О   Н

 


 

                         и л и

 


 

 

      М О Я    Л Ю Б И М А Я   Б А Б У Ш К А

 


 

 

 

 

                  Моя супруга рассказала о своей бабушке, матери её отца. Далее рассказ будет идти от имени моей жены.

                  Моя бабушка Антонина Никитична  родилась в 1896 году в поселке Голая пристань (Гопри)  Херсонской губернии в богатой семье. Ее отец был судовладельцем, у него было несколько пароходов.


Не могу сказать ходили ли эти пароходы за границу, но каботажными перевозками грузов занимались точно. Бабушка вспоминала, что отец брал её с собой в рейсы по Черному и Азовскому морю. А когда бабушка узнала, что мой муж работает в Жданове (Мариуполе), то сказала, что была в Мариуполе с отцом на его пароходе в начале 20 века.

                  Родители моей бабушки были сильно недовольны, когда она в 1919 году вышла замуж за Ивана Иванова, который работал докмейстером в Николаеве. Они желали своей единственной дочери более выгодной партии. То есть более богатого жениха. Но она их не послушала и перебралась в Николаев к мужу. А в 1920 году у них родился первенец – Степан. А потом пошли ещё дети – в 1922 году родилась Александра (Шура), в 1925(или в 1923-м, тут есть какой-то секрет), мой отец Иван (который потом стал Валентином), в 1927-м Николай и в 1930-м Анна (Всю жизнь её звали Галей).

               Понятно, что с таким количеством детей особенно не поработаешь. И бабушка занималась домашним хозяйством. Но в 1939 году  умер её муж. И ей поневоле надо было как-то кормить семью. И она стала стирать для больниц и аптек.

Вручную, конечно. Дети помогали, по мере возможности.

              Старший сын Степан перед войной женился, и у него родилась дочь. Степан был призван на фронт и погиб в бою под Николаевом в 1943 году. Есть фото с братской могилы. С его женой и дочерью общение было прервано.

             В начале августа 1941 года немцы стали подходить к Николаеву и бомбить его. Бабушка с детьми решила бежать в Херсон.


Почему именно в Херсон – не могу сказать. Сейчас уже спросить не у кого, а тогда была молодая и не очень-то вникала в рассказы бабушки и тетей.

             Тут необходимо уточнение. Николаев стоит на реке Южный Буг, который впадает в Днепро-Бугский лиман, а Херсон стоит на реке Днепр, который тоже впадает в тот же лиман, но несколько восточнее. И очень сомнительно, что семья бабушки прямо из Николаева плыла на баркасе в Херсон. Это довольно далеко и опасно. Скорее всего, они каким-то образом добрались до Днепра, а там сели на баркас и направились в Херсон.


           Всё пространство реки было забито лодками, переполненными беженцами. И тут появился фашистский истребитель и стал расстреливать лодки. Куча трупов, вода в Днепре была красной от крови. Рулевой бабушкиного баркаса постарался прижаться к одному из берегов и фашист его не успел расстрелять. У него, видно, закончилось топливо и он улетел. Они стали двигаться дальше, к Херсону. И тут увидели в воде барахтающегося из последних сил мальчика. Вытащили его на борт. Спрашивают, - Где родители? Отец на фронте, - отвечает, - а маму убил только что самолет и она утонула. Мальчику было лет десять, звали Ильей. И бабушка приняла его в свою семью. То есть, их стало шестеро.

           Немцы Херсон заняли 19 августа 1941 года, а семья бабушки приехала туда за несколько дней до этого. На улице Октябрьской революции, в двух кварталах от порта, они нашли свободную комнату и все, вшестером, поселились в неё. Взрослая,19 лет, была только Шура, но и она работать в оккупации не могла. Наоборот, её приходилось прятать, чтобы не увезли в Германию. Ивану было 16 лет, Николаю -14 лет, а Гале – 11 лет. Ну и приемному Илье только десять лет.




          Вот и пришлось бабушке тянуть всю семью на себе. Она стала стирать белье немецким солдатам, чтобы как-то прокормиться. Немцы приносили большие куски мыла и просили не использовать каустическую соду.


Расплачивались, в основном, продуктами. Один немецкий солдат приходил чаще, приносил немного больше продуктов. Рассказывал о своей семье и трех детях. Говорил, что не хотел идти на войну, но его забрали силой.

        Так как мыло было для бабушки на вес золота, то каустик ей приходилось использовать поневоле. А мыло она разрезала на кусочки и продавала или меняла на продукты. Вот так и выживали в оккупации.

         Немного расскажу о своем отце. Со слов бабушки, она с ним не имела не одной спокойной минуты. То дрался, то курил, то вечно попадал  в какие-то неприятные ситуации. Мы, вот все время считали, что он 1925 года рождения. А, незадолго до своей смерти, тетя Галя сказала нам, что он 1923 года рождения. Вполне возможно, что он изменил свое имя на Валентин и подделал год рождения, чтобы не попасть на фронт. А так как он был белокожий и русый, то выглядел много моложе своих лет.

           В оккупации, в Херсоне, он толи украл курицу, толи еще что-то, но его немцы арестовали и он сидел в тюрьме. Тетя Галя рассказывала, что она носила ему передачи. А потом он сбежал. Их перевозили в кузове грузовой машины. Охраняли два автоматчика. Так они задушили охранников и разбежались. Сразу после освобождения, он был призван в армию и служил во флоте, в Севастополе, до 1948 года. После демобилизации вернулся в Херсон и женился на моей маме.

Остальное об отце расскажу позднее.

         13 марта 1944 года Херсон был освобождён советскими войсками. И вскоре появились хозяева комнаты, в которой жили бабушка с детьми. И они были вынуждены искать себе новое жилье. И нашли невдалеке. По той же улице дом №20.На четвертом этаже они заняли одну комнату в трехкомнатной квартире.

          Бабушка снова стала стирать для больниц и аптек.



Приемного мальчика Илью отдали в детский дом. Не могу сказать точно, но, будто-бы, в середине пятидесятых годов он приходил к бабушке с благодарностью за спасение.

         Моя тетя Шура поступила на работу в ГАИ. Служила она там до пенсии.

Дослужилась до звания майора. Ей подчинялась вся Херсонская область. Тетя Галя после окончания судомеханического техникума, преподавала там же до пенсии.

          Мой отец и дядя Коля до пенсии не дожили. Оба, вначале, работали на судоремонтном заводе им. Коминтерна. Благодаря тому, что у обоих были золотые руки их там довольно долго терпели и всё прощали. Они были специалистами высшего класса по двигателям.

 

 

 

 

 

Окончание смотрите в Моя любимая бабушка-2

Bari

Общая

 


 

 

          

 

          Б   А   Р   И

 


 

          B   A   R   I

 


 

              (Italy)

 


 

              Вышли мы, как-то, в увольнение в Бари. Но так как в Ба­ри нам отовариваться было негде, то пошли просто так, погулять, посмотреть город, достопримечательности. Бари - это своеобразная столица южной части Италии.

             С нами одновременно вышла ещё одна группа, под руково­дством доктора. Тогда ещё на судах были доктора. Фамилии уже не помню, а звали её Алла. Она была немного старше меня, носила очки. Да и незамужнем она была, на тот момент.

             Так как нам спешить было некуда, на судно нужно было возвратиться к 20.00,то мы ходили потихоньку. Обошли кре­пость

и весь центр города. Заодно нашли туалеты, что немало­важно, в нашей ситуации. А туалеты-то плат­ные. Один, попроще, стоил десять или пятнадцать лир за вход, а другой, подземный с парикмахерской и различными услу­гами, кажется,25 лир. А нам платили, как я уже упоминал, ну очень мало. И тратить деньги на туалеты, это было уж сильно расточительно.

            


 
Зашли один раз, потом ещё. А потом Алла и говорит, - Мужики, у меня уж нет денег, платить за туалет. Станьте в круг, спиной вонутрь, а то я уже не могу терпеть. Ну, что де­лать? Стали в круг, она присела и пошли дальше.

            Уже не помню, в тот день или в какой-то другой, но опять мы объединились с группой Аллы, и пошли в кино. Фильм назывался - 1000 и одна ночь Италии. Такая незамысловатая  комедия, снятая на основе сказок 1000 и одной ночи, Итальян­ских новелл эпохи Возрождения и Декамерона Боккаччо. С эле­ментами эротики. С учетом того, что языка мы не знали, то такой фильм был как раз для нас.

         

   
Как я уже упоминал, в Италии можно заходить в зал в любое время и сидеть столько, сколько есть желания. И тут получилось, что мы зашли в зал, когда фильм уже шел около получаса. Алла сидела рядом со мной. И вот в одном из эпизодов фильма, главный герой случайно оголился и мелькнул (именно мелькнул) его возбужденный половой орган. Я толкаю Аллу, - Ты видела?  Что? Где? - поправляет очки. Я объяснил. Но уже было поздно. Больше такого женского счастья не показали.

            Так,- сказала Алла, когда фильм закончился, - сидим до тех пор, пока я не увижу эту сцену! Ну и что, сидели  и ждали, пока снова не показали эту сцену. Ну, что, ты счастлива? – спрашиваю, на выходе из кинотеатра. Конечно,- отвечает.

Sailor's Wife

Общая

                                                                             Mariupol-city

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Ж Е Н А

 

                                М О Р Я К А

 

 

               Первое происшествие с моей супругой произошло 31 декабря 1969 года. Я тогда работал четвертым помощником капитана  т/х «Дебальцево».

                    Мы тогда стояли на  линии Жданов- Александрия (Египет), возили уголь.

Стоянки в Жданове были короткими, На судно ставили четыре – пять кранов, и загружали за восемь-десять часов.

С учетом всех задержек, максимальная стоянка была четырнадцать – пятнадцать часов. И, понятно, не было смысла вызывать жен, живущих не в Жданове. Я тоже свою жену не вызывал, хотя и сообщал ей о приходе.

                   В тот день мы пришли в Жданов сразу после шести утра. И я целый день бегал по различным инстанциям. Оформлял приход, отход, были проблемы у некоторых членов команды с санитарными паспортами и с паспортами моряка и так далее. А мороз в тот день был около тридцати градусов. У меня же шапки не было, а была кепка-деголевка. В общем, я отморозил себе левое ухо. Рецидивы есть до сих пор.

           

      
На 20.00 назначили отход. Прибыли власти-пограничники, таможенники, санврачи. У трапа стоял пограничник и никого не пускал ни на судно, ни с судна. Но власти не могли начать работу, опаздывал радист Володя Бороденко.  И вдруг, мне говорят, что у трапа стоит твоя жена. Я был в шоке, я ж её не вызывал. Бегу к трапу – точно супруга. Попросил пограничника - пропустили на судно.

                 Зашла  в каюту, выложила все, что привезла. Она ж думала, что мы Новый год встретим вместе. Успела она только переодеться. Прибежал вахтенный – радист на борту, начинает работать комиссия. И через минут сорок мы снялись в рейс.

                 По рассказу супруги, автобус, который вёз её из Ростова в Жданов,

поломался между Ростовом и Таганрогом в степи. Сами водители не смогли устранить поломку. Встречным автобусом передали об этом в Ростов. А пассажиры более четырех часов, на морозе, ждали, когда придет дополнительный  автобус. Вот поэтому-то она и опоздала и пришла к самому отходу судна.

                Грузили нас на 13 причале порта. До морвокзала оттуда около километра. Супруга пришла на морвокзал около 22.00.Комната матери и ребенка была свободна.

По её словам, она поплакала, поплакала и заснула. А наутро поехала в Ростов, а оттуда в Ейск.

               О следующим  происшествии с супругой, я немного рассказывал в очерке о Поти. Тут же расскажу более подробно.

                   Это было, скорее всего, в июле 1971 года. О  приходе п./х «Пролетарск»

в Поти я сообщил супруге, как обычно.

Но в Грузию, в Поти и Батуми жены моряков никогда не приезжали. Это довольно далеко и непросто. Я сообщил жене о приходе, но даже ив страшных снах не мог себе представить, что она с маленьким ребенком, а сыну было всего около четырех месяцев, решиться ехать в Поти.

                  А мы тогда жили  у моих родителей в Ейске. И супруга что-то там не поделила с моими родителями и решила ехать ко мне на судно. А судно пришло в Поти на сутки раньше, указанного мною срока. И я, не думая, что супруга рванет в Поти, не стал корректировать срок прихода. Радиограмма о том, что она едет в Поти, пришла, когда мы уже заходили в порт.

              

   
Ну, и что делать? Иду в Трансфлот (Была тогда такая служба, которая обслуживала советские суда. Выполняла все запросы моряков. Иностранные суда обслуживал, тогда, Инфлот). Говорят, что таковой ещё не было. Спрашиваю, где она может быть? Говорят, что есть небольшой шанс, что она сидит на узловой станции Цхакая, ждет электричку на Поти.

                 Нанимаю такси, еду в Цхакая. Часа два в одну сторону. В Цхакая никого нет и не было, ответили работники вокзала. Возращаюсь в Поти. Снова иду в Трансфлот и прошу оказать помощь моей жене, которая должна скоро приехать. Сказали, что всё сделают, не волнуйтесь. Где-то в 21.00 мы снялись на Жданов.

                Дале рассказ супруги. Из Ейска она электричкой доехала до Краснодара, где пересела на поезд Краснодар-Батуми. Говорит, что пошла в вагон-ресторан и попросила сварить манную кашу. Повара очень удивились, но сварили. Доехала до Цхакая и пересела на электричку до Поти.

Приехала в Поти, добралась до порта – а судно ещё вчера снялось на Жданов. Идёт в Трансфлот.

                А там, говорят, что мы вас уже ждем, ваш муж предупредил. Дали ей комнату с водой. Она постирала целый чемодан мокрых пеленок и повесила сушить. Работники Трансфлота накормили её и спросили, нужны ли ей деньги. Деньги у неё были. К 16.00 её на машине доставили в аэропорт и посадили на самолёт до Сухуми. Нашли из пассажиров мужчину средних лет и попросили его помочь супруге. Он согласился, в таких случаях, в Грузии, не отказываются.

              

В Сухуми, в аэропорту, сопровождающий  помог супруге с билетами на Донецк и перепоручил её другому мужчине-грузину, тоже летевшему в Донецк.


Тот так хорошо исполнял свои обязанности, что, по словам, супруги, все вокруг думали, что он её муж.

В Донецке сопровождающий, как и предыдущий, помог супруге с билетами до Жданова и снова перепоручил её следующему грузину, летевшему уже в Жданов.

Тот сопровождал её до такси.

              На такси супруга приехала к морвокзалу и поселилась в уже знакомую ей комнату матери и ребенка. И ждала ещё сутки, пока  п/х «Пролетарск»

придет в Ждановский порт.

           

  
Я был очень удивлен, когда увидел на причале свою жену с сыном.

             Ещё одно небольшое происшествие произошло в конце зимы 1973 года. Я работал третьим помощником капитана на п/х  «Липецк»

и мы пришли в Керченский порт. Естественно, из Херсона, где мы тогда жили, приехала и супруга с сыном. Сыну не было ещё и двух лет. Побыв у меня, супруга с вещами, которые я привез, собралась улетать в Херсон.

Я их проводил в аэропорт и посадил в самолет ЯК-40.

              Супруга телеграммой сообщила в Херсон своей маме, когда прилетает и попросила встретить. Так как у неё было очень много вещей. Только я привез два больших венецианских сервиза и две больших сумки различного товара. А ведь была ещё сумка с её  и сына личными вещами.

              Летим, рассказывает жена.

И вдруг сообщают, что Херсон не принимает по погодным условиям и самолет садится в Симферополе. Сели в Симферополе. 

Почти все вышли, а супруга сидит и не знает что делать. Сын в шубе ходить практически не может. И куча вещей. Тут из хвоста салона идут последние пассажиры - два молодых мужчины. Увидели, что она сидит, и спрашивают, в чем дело? Она и отвечает, что не может выйти. Тогда они взяли её вещи и помогли добраться до аэровокзала. И помогали ей  по мере возможности. Смотрели за ребенком, когда ей надо было в туалет и пр. А когда объявили перерегистрацию билетов, то взяли билет у супруги и всё оформили.  И помогли сесть во все тот же
самолет.

            А в аэропорту Херсона

супругу с сыном встречала её мама с мужем. Которые, не имея, практически, никакой информации об этом самолете, упорно ждали её с аэропорту.

Azov,Black & Other Seas - 6

Общая

 

 

 

      А З О В С К О Е,


 

                     Ч Е Р Н О Е


 

                               и


 

                            Другие моря – 6


 

 

 

               На п/х «Василий Головнин» я попал в 1969 году.


И вот люди из штатной команды рассказали мне, как этот пароход чуть не сгорел в Ждановском порту. Они тогда привезли хлопок и сизаль и стояли под выгрузкой у причала Ждановского порта. Это был выходной день, суббота или воскресенье. Вдруг, в одном из трюмов, загорелся груз. Никто ничего не мог понять, откуда огонь.

                  Как оказалось, у одного из работников порта (он до сих пор ещё работает в порту, хоть ему уже далеко за семьдесят) была свадьба. И решили сделать фейерверк, стали стрелять ракеты из ракетницы. А так как свадьба проходила в поселке Моряков, который находится на горе, над портом, то одна из ракет прилетела в порт и попала в трюм п/х  «Василий Головнин» с сизалью и хлопком.

               Как только не пытались потушить, ничего не получалось. Специальными захватами, краном, брали горящую кипу, и опускали её в море. Держали её до получаса. Вытаскивают, а она продолжает гореть. Если не ошибаюсь, потушили только тем, что залили пеной весь трюм, т.е. прекратили доступ кислорода, и закрыли на несколько суток.

               А теперь несколько вставок  из различных публикаций –

А смутьян остался жив

Но на то были соответствующие причины, чего нельзя сказать о кораблекрушениях мирного времени, начало которым положил «Бакинский комсомолец». И сейчас, по истечении стольких лет, Виталий Торорощенко уверен, что не шторма, а высшие чиновники погубили «Рокшу», «Илью Мечникова», «Комсомолец Калмыкии» и другие суда АМП. В частности, капитан «Умани», грузившейся мерзлой рудой, трижды предупреждал руководство о неизбежности катастрофы. Еще более решительно повел себя второй помощник, отвечавший за погрузку. Он упаковал чемодан и, невзирая на протесты капитана, покинул судно. Слова помощника, с которыми он обратился к остальным членам экипажа, оказались пророческими:

- Первый же шторм в Атлантике отправит «Умань» на дно. В этой связи предлагаю последовать моему примеру. Но не из-за трусости, а в  знак протеста...

В назидание другим смутьяна наказали по всей строгости: закрыли визу и осудили. Что же касается чиновников Минморфлота, то они, как и следовало ожидать,  вышли сухими из воды, списав  «Умань» на бушевавший в Бискайском заливе шторм. А настоящей причиной являлась оттаявшая в теплых водах железная руда.

Из газеты –Donbass.UA

О гибели «Умани» писалось тогда много. Все газеты, от одесских — «Моряка», «Знамени коммунизма» и «Черноморской коммуны», до московских — «Известий», «Водного транспорта» и «Комсомольской правды», писали о мужестве и героизме моряков. Но о причинах трагедии не писал никто. А причина была в следующем.

В морозный январский день 1964 года теплоход погрузил в Туапсе на Роттердам смерзшуюся железную руду. Отвечающий за грузовые операции второй помощник капитана, понимая, что по выходу «Умани» в теплое Средиземное море руда растает и образовавшаяся в трюмах вода приведет к подвижке груза, что создаст при качке в зимней штормовой Атлантике угрожающий крен, предупредил капитана, что в таком состоянии руду грузить нельзя.

Но капитан не послушал своего помощника. Отход «Умани» в рейс «делал план» пароходству, и отказаться от погрузки означало навлечь на себя гнев начальства.

Второй помощник оказался человеком решительным. Видя, что его не слушают, написал капитану рапорт, собрал чемодан и уехал в Одессу.

За свой поступок он был уволен из пароходства. А «Умань» ушла в рейс. В Средиземном море смерзшаяся руда растаяла, и по выходу судна в штормовой океан из-за подвижки в трюмах разжиженной руды при создавшемся критическом крене теплоход затонул... Погибло 14 человек.

В 2011 ГОДУ в Гамбурге я зашел в Морской музей. Переходя из зала в зал, где представлена вся история мореплавания и выставлены макеты судов — от древних галлер до современных пассажирских лайнеров, супертанкеров и гигантских контейнеровозов, я попал в зал, в котором можно увидеть все виды применяемых на море спасательных средств: гидрокостюмы, спасательные жилеты, спасательные круги, надувные плоты, шлюпки и моторные боты.

Здесь же выставлены макеты буксиров — спасателей и сопровождающих их вертолетов. А на отдельном стенде, занимающем всю стену этого зала, описаны спасательные операции, которые проводили немецкие моряки, начиная с первых послевоенных лет.

Помимо описаний спасения рыболовных судов в Северном и Норвежском морях, я прочитал на этом стенде о спасении моряками немецкого сухогруза «Штуттгарт» пассажиров итальянского лайнера «Андре Дориа», затонувшего недалеко от Нью-Йорка от столковения со шведским пассажирским лайнером «Стокгольм».

Прочитав описание этой трагедии, я уже хотел отойти от стенда, когда вдруг увидел до боли знакомое — «Умань»!

Да, на этом стенде было описание спасения моряками немецкого теплохода «Библос» в ночь с 12-го на 13 января 1964 года членов экипажа советского теплохода «Умань», затонувшего в Атлантическом океане в районе Кадисского залива.

На «Умани» тонул мой друг, Олег Ловкин. К счастью, он спасся. По его рассказу, когда теплоход был уже наполовину в воде, команды оставить судно не было. Сигнал бедствия не дали. Спасательные шлюпки не спустили. Когда судно скрылось под водой, многих затянула образовавшаяся огромная воронка. Олег успел перед этим забежать в каюту и надеть спасательный жилет. Его затянуло под воду метров на 10, но потом выбросило. В ушах была дикая боль, но сознание он не потерял и поплыл к видневшейся невдалеке сорванной со шлюп-балок шлюпке. Она была зачехлена. За ее леера держались подплывшие к ней другие моряки. Боцман забрался на шлюпку и разрезал чехол, который тут же унесло ветром. Боцман помог остальным морякам залезть в шлюпку и стал искать ящик с пиротехникой.

В это время совсем близко прошел советский танкер «Казбек». Олег рассказывал, что хорошо были видны его ходовые огни, даже труба с серпом и молотом. Все, кто были в шлюпке, начали кричать, звать на помощь, но их не услышали и не заметили...

К счастью, боцман нашел ящик с пиротехникой, выстрелил из ракетницы тремя красными ракетами и вскоре шлюпку осветил яркий луч прожектора. Это и был «Библос». Теплоход шел тем же курсом, что и «Казбек», но, увидев ракеты, поспешил на помощь.

С «немца» спустили шторм-трап, но сильные волны не давали находящимся в шлюпке морякам за него ухватиться. Да и сил у мокрых и замерзших людей уже не было. Волны подбрасывало шлюпку до главной палубы «Библоса». И тогда немцы начали выхватывать находящихся в шлюпке по одному...

А вот что я прочитал на стенде Гамбургского морского музея о спасении советских моряков.

«Сухогрузный теплоход «Библос», водоизмещением 12 тысяч регистровых тонн, под флагом ФРГ, шел из немецкого порта Киль во Францию, в Марсель. Ночью с 12-го на 13 января 1964 года в Кадисском заливе в координатах широта 36 градусов 35 минут северная и долгота 07 градусов 45 минут западная, вахтенный штурман теплохода увидел три красные ракеты. Вызвав на мостик капитана, он, с его разрешения, изменил курс, включил прожектор и пошел на сближение с терпящими бедствие.

Вскоре поднятые по тревоге «Человек за бортом» немецкие моряки увидели в луче прожектора шлюпку с людьми. Подойдя ближе и прикрыв шлюпку правым бортом, спустили шторм-трап. Но сильная зыбь и ветер не давали находящимся в шлюпке людям ухватиться за шторм-трап. Волны подбрасывали шлюпку до уровня главной палубы, и тогда матросы «Библоса» начали выхватывать находящихся в шлюпке по одному.

Как оказалось, спасенные были членами экипажа советского теплохода «Умань», затонувшего в Кадисском заливе от смещения в трюмах груза железной руды.

Советским морякам была оказана необходимая помощь. А вскоре их доставили в Гибралтар, где они были переданы представителям местных властей».

Вот так, через много лет, я снова встретился с трагедией «Умани»...

Аркадий Хасин.

Из газеты =Вечерняя Одесса.

 

          31декабря 1974 года произошла трагедия, которая подтвердила пророчество главного строителя этой серии.

                  «31декабря 1974 года из итальянского порта Кальяри вышел теплоход «Комсомолец Калмыкии» с грузом соды и арматурной стали. Возле острова Коваля произошло смещение груза на правый борт. Забортная вода стала прибывать в корпус судна. Сигнал SOS прозвучал в 15.26 минут и был принят береговой станцией. Однако… решили, что тревога была ложной. Аварийная система работала 20 минут. За это время 35 членов экипажа, кроме капитана - Сычева Николая Ивановича, покинули борт судна на лодках и спасательных плотах. Агония судна длилась 20 минут. Судно затонуло в 4 милях от берега. В течение 5 часов потерпевшие бедствие боролись с холодным морем. Восемь человек спасти не удалось. Вместе с судном ушел на дно и капитан…

Две основные причины гибели судов были в те годы - военный груз и желание перевыполнить план. За перевыполнение сыпались ордена и почести. Об обратной стороне медали – о риске для жизни - задумывались мало. Георгий Топалов, проработавший более 20 лет фотокором «Азовского моряка», не понаслышке знавший о многих подробностях морских трагедий, рассказал о некоторых. «Суда серии «Комсомольцев» - очень длинные, узкие, высокие, неустойчивые. Про них говорили: ««Комсомольцы» от тумана качаются. А у «Комсомольца Калмыкии» металл был на дне. Металл - типа прутов, смещается. Радиограмму дают: «План перевыполнен». Надо было отрапортовав, что снялся с якоря, выйти, встать на рейде акватории порта или за портом. Считалось бы все равно, что он уже в рейсе…».

Но судно пошло в открытое море. Пока остров прикрывал его, пароход еще плыл. А как только вышли из Кальяри, первая же волна положила его на бок. Судно начало разворачиваться. Но это же - не автомобиль. Пароход быстро не развернется. Вторая волна… Третья… Подали сигнал о кораблекрушении. Но те, кто его поймал, лишь рассмеялся: «Вот «Комсомолец» дает! Допраздновались до того, что сигнал бедствия подают. Не поверили. Дело-то было 31 декабря.

На судне служил электромехаником Леша Олейник. Свой жилет он отдал буфетчице. А когда шлюпка переполнилась, парень первым стал из нее выбираться. Было стрессовое состояние. А Леша начал петь песню… «В лесу родилась елочка». Ему стали подпевать. Потом, позже сказали, что эта песня воспринималась то ли как молитва, то ли как гимн. Позже, когда Олейника вытащили из холодной воды, подумали, что он мертв. Но, к счастью, парня спасли. «Капитан заперся в каюте, не ушел с корабля. Вины его не было – судно неустойчивое, груз плохо закреплен, металл такой, что перекатывается. Его бы не судили. Но честь для этого человека была выше, чем жизнь», - рассказал Георгий Топалов.»




Комсомолец Калмыкии.




Последняя погрузка
"Сухогруз прибыл в Кальяри 21 декабря 1974 года пришвартовавшись в порту, на западный мол (итал. molo di ponente). Экипаж состоял из 36 моряков, 5 из которых были женщины. Его груз был частично готов, особенно каустическая сода в металлических бочках лежала околомостового крана, а прутковая сталь была на подходе на другом сухогрузе из г. Генуя. Погрузка завершилась 30 Декабря таким образом: 1735 тонн каустической соды погрузили в трюм и 4939 тонн прутковой стали погрузили в твиндеки.
Крушение
Накануне новогодней ночи 31 декабря 1974 года во второй половине дня сухогруз «Комсомолец Калмыкии», сняв причал в итальянском портуКальяри (о. Сардиния), несмотря на шторм 6 баллов покинул акваторию курсом на г. Керчь, и уже через два часа судно вышло из-за прикрывавшего его с северо-востока мыса Карбонара (итал. Capo Carbonara), где утонул из-за перемещения груза.

Мыс Карбонара.
Спасательная операция
B 14 часов 45 минут, судно , лежащее на правом борту с креном 12 градусов подало сигнал бедствия SOS, половина спасательных средств оказались полузатопленными, с трудом экипаж сумел сбросить на воду одну шлюпку. Многие прыгали в море просто так, поскольку судно начало тонуть. В течение 40 минут до момента перемещения груза «Комсомолец Калмыкии» скрылся под волнами с его капитаном.
Радиолокатор порта Кальяри зарегистрировал SOS, на удивление спасательный персонал интерпретировал это, как новогоднее поздравление, и не предпринял никаких действий.
Около 18 часов, когда стемнело, девяти морякам на полуразбитой шлюпке удалось добраться до скалистого берега мыса Карбонара, один из них поднялся наверх к маяку, весь израненный о скалы и кактусы, он был встречен, вооруженными автоматами, людьми. Кое как, объяснившись со смотрителем и охраной, последние, наконец, поняли, что произошло и направили телефонограмму в Кальяри. Благодаря силе и мужеству этого моряка из Кальяри вышла спасательная экспедиция.


Страдания оказавшихся в холодной воде моряков растянулись ещё на два с половиной часа до прибытия на место буксир «Вигоре». В госпитале, куда доставили и живых, и мёртвых, дали заключение, что несколько человек погибили уже на спасательном буксире от асфиксии.
Список погибших
• Сычёв Николай (капитан)
• Маршаун Валерий (четвертый помощник капитана)
• Гурман Виктор (матрос)
• Груздев Виталий (электрик)
• Махно Николай (моторист)
• Матвеев Иван (начальник рации)
• Бакалейский Станислав (моторист)
• Букало Анатолий (токарь)
• Бунина Людмила (буфетчица)
• Поиски и обнаружение
Советский теплоход «Ромны», первым из азовских судов пришедший к месту трагедии, присоединился к итальянской поисковой операции, чтобы уточнить координаты утонувшего "Комсомольца Калмыкии". Поиск продолжался в девяти милях от мыса Карбонара, между островками Серпентара и Каволи (итал. isole di Serpentara e Cavoli), но судно не обнаружили.
В 2008 году профессиональный дайвер Стефано Мазала (итал. Stefano Masala) из г. Куарту Сантелена (итал. Quartu Sant'Elena), обнаружил утонувшее судно «Комсомолец Калмыкии», лежащее на правом борту на глубине 118 метров, недалеко от берега мыса Карбонара, где сегодня находится морской заповедник (итал. Area Marina Protetta di Capo Carbonara).
Расследование трагедии
В первое время ответственность за крушение была возложена полностью на капитана Николая Ивановича Сычёва и его экипаж за выход в море в нетрезвом состоянии. В дальнейшем выяснилось, что присутствие алкоголя в организме моряков, было последствием того, что при их спасении у них было сильное переохлаждение. При подъёме на борт буксира «Вигоре» им давали по несколько глотков виски.
По заявлению пострадавших моряков выяснилось, что слишком быстро велась погрузка в последние сутки, очень мало времени было, чтобы проверить надёжность крепления груза, особенно прутковой стали, поскольку как из пароходства, так и из самой Москвы были получены радиограммы об обязательном выходе в море 31 декабря. В результате судно вышло из порта с креном 6 градусов.
В 1980 году, прокуратура г. Кальяри завершила долгое судебное расследование трагедии, обвинив командира порта капитана Бруно Сассу в халатности, которая заключалась в несвоевременной и затянувшейся на долгие часы операции по спасению моряков, некомпетентности самого капитана порта, который вместо быстроходных катеров спасения с медицинскими работниками на борту, направил на место трагедии буксир «Вигоре», скорость хода которого значительного ниже и без медицинских работников"




Памятник погибшим.

 

 Ваня Матвеев, начальник рации, был мои другом…

Azov,Black & Other Seas - 5

Общая

 

 

 

 

А З О В С К О Е,


 

 

                 Ч Е Р Н О Е


 

                                  И


 

                      Д Р У Г И Е    М О Р Я – 5

 


 

 

 

 

                  Вспомнил, как в бытность мою 4-м помощником капитана на т/х «Дебальцево», к нам прислали капитан-наставника Клунникова С.

                 Тут надо уточнить, что в те, советские, времена, работникам пароходства давали возможность выходить в рейсы. Чисто для поддержки штанов. Они, в основном, ничего в рейсе не делали, но валюту получали, т.к. числились на различных должностях. Капитан-наставник, например, шел в рейс дублером капитана, а сошки поменьше, дублерами механиков, радистов и пр. Валюта шла также, как  и основному должностному лицу. Если рейс был без отоварки, то привозили чеки Внешторгбанка, а если удавалась отовариться, так ещё лучше.

              

Так вот в тот рейс, а мы шли из Жданова на Александрию, Сергея Клунникова (а он был знаменитым человеком, после его смерти ходил теплоход – Сергей Клунников) поселили в мою каюту. Она была довольно большая, а меня временно переселили в запасную. Она была рядом. И вот уже в море, после ночи капитан-наставник рассказывает, что он всю ночь не спал. Что такое, - спрашиваем. Да как заорала сирена, я подскочил, подумал, что что-то случилось, - рассказывает, - выскочил в коридор, а там тишина. Никто, ничего и никак. А ему забыли сказать, что изначально эта каюта предназначалась радисту. И в потолке, перед входной дверью вставлена сирена, соединенная с радиорубкой. И эта сирена так настроена, что если кто-то в обозримом пространстве дает
SOS, или что-то похожее, то она срабатывает. Кто не знает, сигнал состоит из точек и тире -    …---…  , но есть куча вариантов похожих сигналов, например -  …---..- . То есть, похоже, но не СОС. А сирена срабатывает.

             Клунников в том рейсе много интересного на рассказывал. Он во время войны возил грузы из Америки по Ленд-лизу и так далее. Но мне запомнился рассказ его о курсантах с Дальнего Севера. Он какое-то время преподавал в Дальневосточной мореходке и в  неё поступили три курсанта с Севера. То ли чукчи, толи якуты, уж не помню точно. Они тогда поступали без экзаменов, как представители исчезающей народности.

           Поступили, начали учиться. Первый выдержал месяц, уехал домой. А у них у  всех русские имена и фамилии. Осталось двое. И вот ходят и ноют - Вот Ванька там юколу (Юкола — сушёно -вяленое мясо рыб или северного оленя, приготовляемое народами Восточной Сибири и Дальнего Востока. В некоторых районах юколу коптили над очагом или слабо засаливали перед сушкой.

Заготовляется для питания человека как консервы, удобные для длительного хранения и транспортировки, а также приёма в пищу без дополнительной обработки с возможностью есть на ходу во время длительных переходов. Хорошо утоляет голод, не вызывает жажды. Для приготовления используется мясо лососёвых пород, а также щука, сиг и т. п. Википедия) Часто готовится с душком.

 




жрет, а мы тут маемся.  Вскоре уехал второй, а потом и третий.

Кочевое бытиё оказалось им больше по нраву, чем все удобства.

             Ещё один случай произошел летом,наверное,1971 года. Я работал третьим помощником капитана на п./х «Василий Головнин».


Капитаном был Николай Белов. Я он нем рассказывал в более ранних очерках. Я был на вахте, это случилось около 22.00 в Черном море, на траверзе Евпатории. Впереди нас, на довольно небольшом расстоянии, шел маленький пассажир  «Аю-Даг».



            Смотрю, а с пассажира замигали прожектором в нашу сторону. Я сразу включил УКВ приемо-передатчик. Кричат, что у них ЧП, человек за бортом!




Помогите! Я дал три звонка, вызвал мастера (капитана) на мостик. Мы перешли на самый малый ход и включили прожектора. Был объявлен аврал и стали готовить шлюпку. Вот только капитан был как-бы в прострации. Вел себя неуверенно, дал команду готовить не мотобот, а весельную шлюпку…

            В отличии от нашего капитана, команда  «Аю-Дага» поступила очень профессионально. Они сразу же бросили круг со светящимся буйком.



Потом сделали циркуляцию и выбросили ещё один круг с буйком.

И, когда  наш прожектор нашел человека, то он держался за один круг и подплывал к другому.


Шлюпка с «Аю-Дага» подобрала его. Потом нам по УКВ рассказали, что это пассажир перепил и или нечаянно упал, или сам прыгнул в море… Наша шлюпка не понадобилась.

Azov,Black & Other Seas 4

Общая


 

 

 

  А З О В С К О Е,

 

                           Ч Ё Р Н О Е

 

                                    И

 

                        Д р у г и е      м о р я    -   4

 

 

 

                    Теперь хочу рассказать о некоторых капитанах, с которыми я работал в бытность свою помощником капитана. Только сразу  надо разъяснить, что капитан на судне есть единоличный начальник и хозяин всего, что там есть. От отхода и до прихода никто, кроме капитана, не может решить проблемы команды и всего судна. И, конечно, очень много зависит от того какая психика и, наверное, образованность, и порядочность данного капитана.

                   Я не буду тут оценивать профессиональные качества капитанов, просто не имею права. Капитаном я не работал, был подчиненным,  и не имеет права подчиненный,по моему мнению, оценивать профессионализм  руководителя.

                 Тут я отмечу только человеческие качества капитанов. Многих я уже забыл, прошло ведь уже около сорока лет, когда я закруглился с работой на флоте. И, ещё. Я думаю, что я могу обсуждать этих людей, так как вряд ли кто-то из них жив, на данный момент. Большинству из них тогда было более пятидесяти лет, так что всё понятно. Да и не живут долго, как не печально, моряки. Пока в море, болячки скрывают, только сходят совсем на берег, все наваливается с огромной силой. Я это вижу по своим сокурсникам по Херсонской мореходке. Многих уже нет, а остальные не совсем здоровы.  Да и живу я в городе, где много моряков. Бывших и действующих.

                      Вот был такой капитан Н.Белов. Довольно старый на тот момент. Он ещё во время войны гонял сухогрузы  с грузами по ленд-лизу из США во Владивосток. Так вот мы, старпом, второй помощник и я, третий помощник, не ходили в кают-компанию обедать, пока он там  был.

Звонили буфетчице, и она нас предупреждала, что он ушел. Только тогда мы впускались на обед. У Белова была отвратительная привычка толи кашлять, толи срыгивать  в носовой платок и потом этим платком вытирать себе шею. И это во время обеда. А ведь в кают-компании собирался весь офицерский состав. А о том, как он угощал лоцмана водкой на канале в Венеции, я рассказывал ранее.

                  Капитан Цема И.С. ,как выпьет, двумя звонками вызывал к себе буфетчицу для развлечений. О нем я тоже рассказывал, как он угощал в Варне властей.

Он же, по приходу в Керчь, вместе с помполитом и старпомом, устроил облаву на чиф-стюарда, ломали дверь в его каюту. Это он таскал меня по Венеции, по автомагазирнам  как переводчика, искал запчасти на свои Жигули.

                   Капитан Коваленко Г.П. любил выпить сам, с зеркалом. Выпивший был неадекватен. Как-то часа полтора читал мне лекцию, еле ворочая языком. Хотя был отличным судоводителем, все проливы и каналы имел право проходить без лоцмана. Из старых «азовских» капитанов. Это о нем я рассказывал в рассказе о Латтакии. Он взял тогда судовых девчат, и они с шипшандлером гудели в каком-то ресторане Латтакии. После всего он доел второе за буфетчицей и конфеты из вазы забрал. (Напомню, это был год 1969-й, расцвет Советской власти! Это сейчас такое никого не удивляет). Это все видел агент, который и сообщил в пароходство. Сняли по приходу в Бердянск и больше я о нем ничего не слышал.

                   На его место пришел такой себе капитан Брусенцов. Он до этого работал на теплоходах. А «Василий Головнин» был пароходом. Разница весомая. На мостике, в рулевой рубке, было страшно. Ручка машинного телеграфа летала в его руках.  « Малый ход»,  «Самый малый ход»,  «Средний ход» и т.п. за полминуты. А ведь паровую машину невозможно быстро реверсировать. Я потом спрашивал вахтенного механика, как он успевал реагировать? Тот  говорил, что он успевал только дать ответ своей ручкой телеграфа, а реверс машине давал через раз, а то и реже. Точно также команды рулевому, особенно в узкостях. «Полградуса влево» , «Нет, так держать»,  «полградуса вправо» - команды следовали одна за другой, что тоже невозможно было выполнить. Спасало только то, что для прохода различных узкостей на руль ставили самого опытного матроса.

Брусенцов умудрился сломать мне секундомер, учил с ним английский язык. Зачем секундомер, при изучении английского, до сих пор не могу понять. А языка он всё равно не знал…

              И ещё был один капитан. Фамилию уже забыл. Звали Станиславом. А вот национальность помню – татарин. А пароход назывался «Вячеслав Шишков».

Каюта моя находилась в пристройке на шлюпочной палубе как раз между шлюпками левого и правого борта. Там было два помещения соединенные между собой дверью. Одно-сама каюта, с койкой и рукомойником, а другое – корректорская, с большим столом и ящиками с картами. Очень было удобно, кстати. А то, на других судах, подбор и корректировку карт приходилось делать в штурманской рубке. А ведь на ходу там вахтенный помощник работает…

             Так вот этот капитан выбрал объект для издевательств – меня. То придет на ходовую вахту в рулевую рубку

и начнет приставать с придирками, то ещё что-то. Потом повадился приходить в мою каюту, после утренней вахты и обеда. Только лягу на несколько минут, он тут как тут. Третий помощник, а вы что, спите? И дверь не закроешь – рядом труба, жара. Пришлось мне после обеда уходить в корректоркую, там не видно. Ну, а потом я  начал проводить некие действия против него и не стал этого скрывать. Он,естественно,узнал и, как бабка пошептала! Позднее встречал его в пароходстве – бежит навстречу, руку тянет, здороваться!

            Вот вспомнил ещё случай, связанный с эти пароходом «Вячеслав Шишков» и моей каютой. Как я уже отметил, с общей жилой надстройкой она не соединялась. Входить можно было только со шлюпочной палубы. Но кто-то из предыдущих жильцов этой каюты занес туда тараканов-пруссаков. И их развелось там неимоверное количество. В том рейсе не было доктора, и ключи от амбулатории были у меня. Я набрал в амбулатории пять баллончиков препарата «Прима». И вечером, перед вахтой, надев противогаз, все эти баллончики разбрызгал по каюте и закрыл её наглухо. Шли мы в открытом море. Во время вахты, часа через два, я быстро спустился и открыл все двери.  В каюту я пришел где-то после часа ночи. Запах ещё оставался, я двери оставил открытыми и заснул. Утром у меня убирала дневальная. И сказала, что вымела из всех закутков больше четырехсот пруссаков. Больше я их там не видел.

На этом, пока, хватит. А  то читатели сильно устанут…

Salt Trade

Общая


 

 

 

      C  О  Л  Ь  П  Р  О  М

 

                 1967

 

 

      

 

 

 

       Сольпром (Солевой промысел) находится на Сиваше, в углу между окончанием Арабатской стрелки и Крымского полуострова. Вряд ли он есть на обыкновенных картах. Соль там добывали естественным способом, выпариванием. Отделяются чеки, вода выпаривается, и бульдозерами сгребают в кучи.


А потом уже грузят или на баржи, или в вагоны. Известные чумаки в стародавние времена именно отсюда возили соль по Украине.

                     В 1967 году, когда я работал матросом на м/б «Ямал», на практике, буксир направили тягать баржу с солью из Сольпрома в Керченский рыбозавод.

                    Пришли в Сольпром, поставили к причалу баржу, сами пришвартовались к барже с морской стороны. Азовское море в этой части как слезинка, что очень удивительно. Везде оно очень мутное, т.к. мелкое. Дно было видно на глубину 8-10 метров. Ловили кучи бычков.

                   Ну, а я не рыбак, меня это не привлекает. Развлекался по своему. Перескакивал с борта баржи на мостик буксира и обратно. Сделал это несколько раз.

В очередной раз, когда я прыгал с борта баржи, у меня соскользнули руки с поручней буксира, и я грохнулся на главную палубу буксира. Это с высоты около четырех метров. Меня подняли, завели в столовую и тут я начал падать. Шок! Меня положили на диван, и дают нашатырный спирт. Болит вся левая сторона. Боцман удивляется, что я остался жив – голова упала буквально в сантиметре от мощной бронзовой трубки, выступающей из палубы на три сантиметра. Ну, видно, не время было умирать.

                 

Работать я не мог и до Керчи лежал. А в Керчи сам с трудом добрался до больницы. Где пролежал неделю. Потом попросил больничный.

А врач говорит, - Принесешь акт формы Н-1,тогда и дадим. Я на буксир к старпому. А тот и говорит, - Дать тебе акт, это значит оплатить его из своего кармана. А я что, заставлял тебя прыгать? Кто виноват, что ты решил полетать? Потом добавил, что он мне поставил рабочие дни. На этом всё и закончилось.

                 Но нога у меня болела ещё долго. А надо было стоять вахту на руле. Палуба в рулевой рубке буксира была сильно наклонена к корме. А штурвал (рулевое колесо) был довольно большим




–более метра в диаметре.

Четыре часа выстоять было очень сложно. Благо, второй помощник, Василь Васильевич, с которым я стоял вахту, был любитель спиртного и на вахту приходил под шафе. Ложился в рубке на палубе и дрых.

Ну, а я, чтобы немного отдохнула больная нога, отворачивал градусов на тридцать в сторону моря, буксир уходил в сторону, я крутил штурвал назад и, заметив какой-то огонек на берегу, на какое-то время бросал руль и садился передохнуть на диванчик. Благо баржа сзади держала и не давала резко куда-то уйти.

А когда нос буксира совпадал с моим ориентиром, снова становился к штурвалу. После больницы я сделал на Сольпром ещё пару рейсов, а потом буксир направили в Измаил за понтонами. Ну, об этом в другом рассказе.