Mariupol-city

 

 

 

 

 

                            А З О В С К О Е  


                                      М О Р С К О Е

 

                                                    П А Р О Х О Д С Т В О

 

 

               Хочу тут рассказать о своей работе в Азовском Морском Пароходстве (АМП).Сразу извиняюсь за возможные повторы, так как я уже что-то рассказывал в предыдущих очерках.

                  До начала шестидесятых годов прошлого века пароходства в Жданове (сейчас Мариуполь) не было. А было Азовское Управление Углерудовозного Флота, относившееся к Черноморскому пароходству (Одесса). Насколько я помню, оно было чисто каботажным. То есть суда ходили между своими портами. В основном возили насыпные грузы, уголь, песок и пр.

                 Кстати, могу тут рассказать байку (хотя вполне  возможно, что это и, правда) о том, откуда взялось выражение  «сидеть на биче», т.е. в ожидании судна. Конец пятидесятых на начало шестидесятых годов, большинство судов в Жданове работали на угле. И кочегары, как вы понимаете, вкалывавали очень тяжело. Как и на паровозах, только на судне намного больше. А в процессе ожидания судна сидели на городском пляже. И частенько инспекторы отдела кадров ловили своих клиентов именно на пляже. А те с ними долго торговались, не очень-то желая идти на своеобразную каторгу. Вот от  английского выражения sit on the beach и пошло – «сидеть на биче». Потом все суда перевели на мазут, и кочегары стали называться машинистами.

                    Последним начальником управления был Александр Харитонович Передерий. Он  руководил до 1967 года, когда управление было преобразовано в Азовское Морское Пароходство. И начальником стал Леонид Павлович Недяк.

             

    С 1961 года Черноморское Пароходство стало передавать в Жданов суда загранплавания. Передали суда типа «Тиса» и типа «Чулым». А, к концу 1964 года, уже половина судов Азовского управления осуществляло перевозки грузов в загранплавании.

                Со мной в мореходке обучались несколько человек, работавшие до этого в Азовском Пароходстве. 


А двое – Анатолий Фурсов и Владимир Волович окончили вместе со мной мореходку. Вот с их рассказов и стало ясно, что Азовское Пароходство, по сравнению с другими пароходствами, самое лучшее. Из-за того, что суда у него относительно небольшие и работают на коротком плече. В основном ходят в Средиземное море. И самое главное, это отоварка, т.е. закупка по приемлемой цене товаров, которые можно было продать в Союзе очень выгодно.

               А вот теперь расскажу, как я попал в Азовское пароходство. Распределение нашей роты проходило в марте 1968 года, т.е. за пять месяцев до выпуска. 

Распределение осуществляла специальная комиссия в училище. А перед этим руководство судоводительского факультета создало группу из курсантов, которая и составила список курсантов для вышеуказанной комиссии. Была разработана специальная система баллов, в которой учитывалась, в основном, успеваемость и ещё что-то. Я сам посчитал свои баллы и прикинул, что должен быть в списке 27-й или 28-й. 

Старшины и краснодипломники шли вне очереди. Но, когда дошло дело до комиссии, то оказалось, что я 32-й.Т.е. меня искусственно отодвинули на несколько мест назад. Наверно были какие-то мои недоброжелатели в той группе курсантов, которая считала баллы. Хотя я не с кем  никогда не конфликтовал. Но выяснять отношения смысла не было.

               На распределении представили – Азовское Пароходство – 5 мест, Черноморское – 26 мест, Сахалинское -7 мест, остальные в Советское-Дунайское (Измаил). Предчувствуя, что мне ничего хорошего не достанется, я сказал супруге, что у нас на выбор только Сахалин или Измаил. Будучи молодыми и неосведомленными, мы, почему-то, решили, что на Сахалине нам будет лучше устроиться и с работой и с жильем.

               Когда я зашел на комиссию, то остались, как я и предполагал, Сахалин и Измаил. Ну, я и попросился на Сахалин. Выбора не было.

              Но прошло недели полторы и меня вызывает начальник судоводительской специальности Харламов В.Г.И говорит мне, что на Сахалин я не поеду. Ты, - говорит, - женат и нечего тебе там делать. Поедешь в Измаил. И что мне оставалось делать? Я согласился.

              Но, к тому времени мы уже хорошо знали условия работы в Измаиле. Морских судов загранплавания там было очень мало, меньше десятка. И попасть туда, практически, было невозможно. Зато был большой каботаж. А из каботажа вырваться ох как непросто.

             Вскоре после описанной выше комиссии, у нас началась практика, которая должна была продлиться до августа. А с августа 1968 года начинались Государственные выпускные экзамены.

            Нас, довольно большую группу курсантов, направили в Одессу, в Черноморское Пароходство. Какое-то время мы жили в экипаже Одесского мореходного училища, а потом нас распределили по судам, как практикатов. Я попал на балкер «Баймак».

Но, через несколько дней выяснилось, что «Баймак» должен идти в Сингапур, а потом во Вьетнам. То есть рейс должен был продлиться более полугода. То есть, мы бы опоздали на Государственные экзамены.  Я и Сережа Проценко идем в отдел кадров пароходства. А там рассказываем, что не можем идти в рейс на т/х «Баймак». Ну, с практикантами проблем вообще не бывает, и нас перенаправляют на т/х «Николай Гоголь». Он должен идти в рейс на Кубу, а потом на гарантийный ремонт в Югославию. Рейс будет не более трех месяцев, что нас вполне устроило.

               И мы вышли в рейс на т/х» Николай Гоголь».

Остальные остались на т/х «Баймак» и опоздали на Госы. И, как я не пытался, не смог узнать их дальнейшую судьбу.

              

 

                Продолжение смотрите в Азовское Морское Пароходство -2

 

 

                   декабрь 2015