Mariupol-city

 

 

 

 

 

                            А З О В С К О Е 


                                     М О Р С К О Е

 

                                                 П А Р О Х О Д С Т В О -3

 

                 

 

                   Продолжение. Начало смотрите в – Азовское Морское Пароходство 1,2.

 

 

 

 

 

                         Так вот, в октябре 1968 года я был направлен на работу матросом на т/х «Фирюза».

Если посмотреть со стороны, на  этом теплоходе вроде бы все хорошо, как для меня. Нормальный капитан, второй помощник  тоже бывший курсант нашей мореходки, Володя Демуцкий. Он окончил мореходку на два года раньше меня. Я знал его еще по училищу. Но…

                  Я попал на вахту со старшим помощником Марченко. А вот он, почему-то, меня невзлюбил. Совсем не желал со мной разговаривать. А в открытом море, да ещё и с электрическим рулем, не говорить четыре часа – для меня, каторга. Электрический руль – это совсем не то, что обыкновенный штурвал. Не нужно прилагать никаких усилий, Замкнул правый контакт, судно пошло вправо, левый - влево. И все, следи только за картушкой гирокомпаса. От скуки, я даже начал курить, хоть раньше и не курил. А старпом мог уйти в штурманскую рубку и не появляться все четыре часа. Но это ещё не все. Со временем он начал строить различные козни против меня. Прибегает как-то ко мне дневальная Галина. И говорит, что старпом у неё серьёзно допытывался, живет ли она со мной.

                 И мне стало ясно, что надо «рвать когти», т.е. убегать с этого судна. Потому, что если непосредственный твой руководитель поставил цель каким-то образом «опустить» тебя, то, в конце концов, у него это получится.

                И, после двух рейсов, я списался с этого теплохода. Пришел в отдел кадров и сказал, чтобы меня не посылали матросом на суда типа «Ф». Мне совсем немного осталось поработать матросом, чтобы добрать плавательский ценз. И зачем мне борьба за выживание на таких вот судах? А помощники капитана различным там старпомам не по зубам. Для помощника авторитет только капитан. Да и то в определенных пределах.

             Мне пошли навстречу и направили на т/х «Ейск». 

И, вместо пары месяцев, я отработал на нем почти полгода. Конечно, в материальном плане я существенно потерял, этот теплоход в Италию не ходил, но зато намного спокойнее. Никакой борьбы за выживание. Обыкновенная работа  в море.

          Честно говоря, ничего примечательного в той работе на т/х «Ейск», я припомнить не могу. Работа, как работа. Разве что один случай, кагда мы застряли на рейде ливийского Триполи на сорок суток. Кончились нормальные сигареты. Пришлось курить подмоченные болгарские сигареты «Шипка» и «Солнце». С цвелью курили, а что было делать?

                 Летом 1969 года я списался с т/х «Ейск» и сдал экзамены на помощника капитана. На четвертого помощника капитана. И очутился  « на биче». И, на ближайшее время никакой перспективы. Потому, что, таких как я, оказалось в избытке. Выпустилась одесская высшая мореходка и приехало довольно много людей. Все они тоже сдали экзамены на помощника капитана. Когда сдавал английский язык, преподаватель заставила меня прочитать незнакомый текст. Потом говорит, что я сдал. И спрашивает, какую мореходку я окончил. Я ответил, что Херсонскую среднюю. Она сказала, что понятно. Вы знаете язык лучше, - говорит, - чем выпускники Одесской высшей мореходки.

               Какое-то время ожидал у моря погоды. Потом меня загнали на лихтер «Бея» вторым помощником. 


Лихтер возил агломерат из порта Камыш-Бурун (рядом с Керчью) в порт Азовсталь, для металлургического комбината. Это описано в рассказе о Камыш-Буруне. Работал я там две недели, потом вернулся штатный второй помощник, и я снова сел в  общежитии моряков  в ожидании направления на судно…

             В августе меня и ещё кучу визированных людей загнали на перегон т/х «Тихвин».

На ремонт в Одессу. Третьим помощником капитана. Более детально об этом смотрите в предыдущих рассказах. Я чуть не застрял на этом маленьком каботажном судне. Но вовремя сообразил, что к чему и сбежал. Приехал в отдел кадров и потребовал положенный мне по закону  первый отпуск. Ведь прошло уже более года после моего устройства в пароходство, а положено через одиннадцать месяцев предоставлять первый отпуск. Я был настойчив и инспектору отдела кадров ничего не оставалось, как предоставить мне отпуск.

         После отпуска я пошел уже к своему инспектору отдела кадров, который курировал суда загранплавания. Ждать пришлось не особенно долго и в ноябре 1969 года я уже работал четвертым помощником капитана  т/х «Дебальцево».

В те времена четвертый помощник стоял всего одну вахту- с 16.00 до 20.00. Да и то старпом должен бы курировать такого помощника. Отвечал за все приборы, электро и радионавигационные, должен был получать и корректировать морские навигационные карты. А также печатать судовые роли на русском и английском языках. Оформлять приходы в порты и отходы из них.

              Некоторое время мы ходили на линии Жданов- Александрия (Египет). Возили уголь. Стоянки в Жданове были короткие, максимум двенадцать часов. В порту ставили четыре или пять кранов, и они за пять- шесть часов грузили судно углем. Продлиться стоянка могла только за счет приема воды и топлива.


              Пришли в Жданов. А это базовый порт. И мне по приходу надо было оббегать кучу инстанций. Контора капитана порта занималась  паспортами моряка, потом санитарные службы, а их несколько. Пожарная команда. Отдел кадров в обязательном порядке. И так далее.

             А стоянка короткая. Не успел оформить приход, а уже надо оформлять отход. В Александрии было легче, там все службы приходили на борт судна и в течении часа все оформлялось. Так что было время ещё и сходить в город. Правда, покупать, кроме фруктов, тогда там было нечего. Зато мы посмотрели мегаполис и побывали в огромном зоопарке.

 

 

 

                  Продолжение смотрите в Азовское Морское Пароходство – 4.

 

 

 

 

              декабрь 2015