Скниловская трагедияВысший военный апелляционный суд полностью оправдал четырех генералов, которых обвиняли в трагедии, что произошла во время авиашоу шесть лет назад

«Суд полностью оправдал всех подсудимых за всеми предъявленными им обвинениями – из-за отсутствия состава преступления. Гражданские иски потерпевших против обвиненных суд оставляет без рассмотрения». Такими словами председатель Военного апелляционного суда Южного региона Виталий Загоруйко поставил точку в наболевшем деле скниловской катастрофы. Четырем высокодолжностным офицерам Воздушных сил Украины инкриминировали причастность к организации трагического авиашоу во Львове в 2002 году. Тогда погибли 77 человек, сотни стали калеками и сиротами.

Казалось, по этому делу сели уже все, кто мог. Но, оказывается, незавершенным вчера оставалось дело высших военных чинов – четырех генералов ПСУ. Они хоть и не сидели за штурвалом истребителя, который упал на людей, но тот злосчастный авиационный праздник все-таки организовывали: выдавали приказы, координировали подготовку, подписывали бумаги по технике безопасности... И полностью могли бы проконтролировать, чтобы все минуло без нарушений.

Но, как привычно в Украине, сначала в тюрьму попали «стрелочники». То есть летчики. в 2005 году тот же Военный апелляционный суд признал их и других простых офицеров виноватыми. В настоящее время они отбывают наказание.

А суд над генералами – дело, которого даже не объединили в единое с делами пилотов, – начался только в феврале 2008-го. То есть через шесть лет после трагедии.

Заседания назначили на 12.00. Но задолго до его начала во дворе суду собралось немало народа: иностранные журналисты, адвокаты, потерпевшие и родственники погибших на Скнилове, прокуроры и близкие подсудимых. Все ожидали, пока приедут главные персонажи: 1-й заместитель главнокомандующего Воздушных сил Украины Сергей Онищенко, бывший главнокомандующий Военно-воздушных сил генерал-полковник запаса Виктор Стрельников, экс-заместитель главнокомандующего по боевой подготовке ВВСУ генерал-лейтенант запаса Александр Волошенко и прежний заместитель начальника из боевой подготовки генерал-майор запаса Владимир Алексеев.

Виктор Стрельников приехал в суд одним из последних. Выглядел спокойным.

– Не хочу загадывать, что решит суд. Не знаю. Сейчас все узнаем, – сказал Стрельников, поднимаясь ступенями в зал заседаний.

А там другие подсудимые уже заняли свои места. Владимир Алексеев пришел с женой, Сергей Онищенко и Александр Волошенко – со своими защитниками. Приехали на объявление приговора и кое-кто родственников из погибших на аэродроме. Они привезли большие фотографии покийних родных – чтоб суд видел их, когда будут зачитывать приговор. Впрочем вряд ли это возмутило ожидаемые эмоции – за несколько лет ведения «скниловского дела» стражи закона, скорее всего за все, научились хладнокровно реагировать на такие вещи.

Первые два часа судьи зачитывали итоги досудебного следствия: кого в чем конкретно обвиняют, что нашли следователи и эксперты. По версии следователей и экспертов Генпрокуратуры, в 2002 году все эти военные чиновники превысили свои служебные полномочия, допустили нарушение правил безопасности во время организации авиашоу на Скнилове и ничего не делали, чтобы устранить эти нарушения. Шла речь также и о том, что авиационный праздник организовали якобы незаконно, а на него генералы потратили миллионы бюджетных денег. Следует признать – такие результаты следствия звучали совершенно серьезно, обґрунтовано... Кстати, особенно часто почему-то вспоминали точную сумму убытков, которые генералы якобы причинили государству, проведя трагический праздник, – 21 млн 438 тыс. 885 грн и 40 коп... Такая придирчивость в подсчетах вреда – к копейке – поразила... Хотя подсчитал ли кто-то, сколько материальных и моральных убытков нанесено родственникам погибших?.. Вопрос открыт.

Все эти пару часов сплошных «концентрированных» обвинений сами подсудимые выслушали достаточно спокойно. По их виду даже сложно было понять, волнуется ли кто-то... Все стало более-менее очевидным, когда судья Загоруйко начал зачитывать собственно приговор. А особенно четко картина вырисовывалась, когда судья зачитал нарушение уже осужденных пилотов (мол, это же они «свалили» самолет на головы людей, они, вон, уже и срок «мотают», чего еще нужно?). И вскоре судья сообщил, что суд не видит причинно-следственной связи между действиями летчиков и действиями Онищенко, Стрельникова, Волошенко и Алексеева. А потому не нашел в действиях подсудимых состава преступления.

И что более близким был судья к финалу приговора, то меньше сомнений оставалось: генералов оправдают. Что в итоге и произошло.

– Ну что же, теперь все четверо – белые и пушистые. Я даже не удивлюсь, если судьи объявят сегодня, что трагедии не было вообще.., – розчаровано сказал львовянин Стефан Козак. На Скнилове он потерял сына. В Киев приехал с женой – специально на это заседание, чтобы узнать о судьбе своего иска против генералов. И хотя даже после отклонения всех своих исков «скниловские» потерпевшие имеют право искать справедливости в Верховном Суде на протяжении месяца, в этот раз они опускают руки.

– Лично я больше ни с кем не буду судиться – в Украине нет правового поля, нет правового государства, нет руководства, вертикали власти, – заявил господин Козак. – Наше государство похоже на мартышку, которая только что слезла с дерева...

В то же время не исключено, что в Верховный Суд все-таки поступят иски от других родственников. Об этом  сообщил Владимир Кравчук, представитель в суде нескольких десятков родных погибших на Скнилове.

– Но я не буду настаивать на этом, каждый решит самостоятельно, – заявил адвокат. – И, думаю, шансы выиграть мизерные.

Как ни странно, представитель потерпевших согласен с решением суда. Он считает противоречивыми некоторые моменты, но в целом считает, что суд выполнил огромную работу, причем профессионально.

– Ответственность за такой результат (приговор) должна взять на себя Генпрокуратура, которая не смогла предоставить судебные убедительные аргументы и доказательства, – прибавил Владимир Кравчук.

Между тем оправданные генералы оставили зал суда. Счастливыми и свободными – ведь некоторые из них к моменту объявления приговора находились под подпиской о невыезде. О скниловской трагедии они говорили неохотно.

– Вы же все слышали? Поэтому не нужно таких провокационных вопросов. Все мы имели сомнения относительно приговора. Но я надеялся на Бога, Он справедлив, – сказал Сергей Онищенко.

– Совесть мучает в том смысле, что я буду сочувствовать горю потерпевших до конца своих дней. Мы говорили им об этом неоднократно, – добавил Виктор Стрельников. – Не попросили только прощения ветеранов 14-го корпуса Воздушных сил, праздник которых теперь навсегда испорчен печатью горя. А все эти шесть лет... Они были не легкие.

Что же, здесь он прав. Шесть лет немало потерпевших и убитих горем родственников ожидали в заключение всевозможных следствий, допросов и судов. Ожидали, пока правосудие скажет свое окончательное слово. Да, 2005-го таки дождались – за решетку попали исполнители, летчики. Но почти все потерпевшие доныне признают – не только они, пилоты, но и их руководство, ответственно за катастрофу... Хотя бы морально.
Но, судя по всему, вчерашний приговор действительно ставит точку в деле о скниловской трагедии.

Автор: Елена ДУБ

Текст на украинском языке тут.