Горловое пение остается одним из самых загадочных чудес архаичной культуры, традиции которой живы и сегодня.
Уникальность этой традиции заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно - тон и обертон, образуя этим своеобразное двухголосое соло. Традиционно с помощью горлового пения достигают необычных состояний сознания и направляют силу сознания в определенные области, управляя ей.
На сегодняшний день традиции Горлового пения сохранились у тюркскоязычных народов, проживающих на территории России: Тыва, Алтай, Башкирия, Якутия, Хакасия, Горная Шория, известны своими мастерами Монголия, Бурятия и коренные народы севера. Наиболее широко известно Тибетское горловое пение, исполняемое монахами - ламами при распевании мантр.
Эта традиция сохранилась в Ламаизме из живых практик Бон - «высокоразвитого Шаманизма», распространенного от Тибета до нашего Забайкалья шесть – девять тысячелетий назад . На Руси также практиковали это - Баян (ходил по «Дереву») , Соловей- Разбойник, «Крик Ведьмы»… Вспомните греческого Бога Пана, хозяина диких лесов и полей, нарушивших покой он карал невыносимой мощности звуками, вызывавшими у людей «панику»…
Горловое пение – это древнейшая практика магии голоса. Мы видим глубокую связь традиций с миром животных, с природой. На сегодняшний день это одна из немногих живых традиционных психодуховных практик, открывающих всю мощь вибраций голоса и тела, позволяющая проникнуть в бесконечно глубокие и многообразные порталы, созвучные Природе.
Горловое пение традиционно применялось в шаманских практиках, целительских обрядах и при исполнении народных (священных) эпосов (на него приходили духи Героев). Сегодня горловое пение всё больше воспринимается как метод саморазвития и оздоровления через работу с голосом, телом и уровнями сознания.
ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ В ТУВИНСКОЙ ТРАДИЦИИ
По материалам книги З.К. Кыргыс
"ХООМЕЙ - жемчужина Тувы", Кызыл, 1992 г.
Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере удивление. Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами. Это пение называется горловым - «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов».
Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой.
За сим следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме» - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии».
По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение - хоомей - заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).
О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.
Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение:
- хрипеть, издавать хриплые звуки
- бурлить (при кипении, например, каши)
Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной.
Происхождение теримна «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие - с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.
В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.
Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.
У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией.
Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».
В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе МНР.
Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр - свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).
Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы - причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании.
Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги - стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки.
При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь.
Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.
Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.
В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них - достаточно распространенная - гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства.
С этим мнением никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло горловое пение. При таком подходе это искусство упрощается. Феномен этот - не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр. Гораздо более обоснованным является подход к этому жанру, как к вокальному искусству, создавшемуся в форме лирических, любовных по содержанию текстов песен, не связанных первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с погребальными обрядовыми действиями.
В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.
Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний - охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.
На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц, кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два музыкальных голоса.
Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий. Так, в сказании «Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевну… Шестеро девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней исполняли каргыраа, хоомей, сыгыт».
Если зарождение тувинского героического эпоса некоторые исследователи относят к периоду возникновения ранних форм феодальных отношений в Туве , то есть 6-8 вв., то о времени зарождения и становления горлового пения мы не можем говорить мы не можем говорить с достаточной уверенностью. Несомненно, традиции этого жанра определились гораздо раньше.
Искусные исполнители горлового пения, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения.
По материалам книги З. Кыргыс
"ХООМЕЙ - жемчужина Тувы", Кызыл, 1992 г.
Использование на практике Хоомея дает бодрость духа, поднимает инициативу, расширяет внимательность, увеличивает жизненный тонус, то есть высвобождает те силы, которые снимают депрессию и
чувство одиночества.
В народе говорят, что горловое пение - Хоомей, которое подразумевает под собой три стиля исполнения; каргыраа, хоомей/сыгыт - сцеляет человека. Хромей - это своего рода форма
самобытного мышления, восприятия окружающего мира. Он способен раскрыть у человека внутреннюю силу, нормализовать энергию в теле, освободить от негатива и зажатости души.
Хоомей расширяет состояние сознания и соединяет человека с пространством Вселенной. При таком измененном состоянии сознания сила души успокаивается: поднимается и расширяется
пространство силы духа, а мышцы тела расслабляются.
РЕКОМЕНДАЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Обучение горловому пению категорически противопоказано беременным и кормящим женщинам (угроза выкидыша и исчезновения молока), лицам с повышенным внутри¬черепным и внутриглазным давлением,
заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при геморрое, язвенной болезни, увеличении давления спинно-мозговой жидкости. Не рекомендуется не рожавшим женщинам, при заболе¬ваниях легких и
дыхательных путей, при глазных болезнях, а также при нервно-психических расстройствах.
http://www.mardongblog.ru