« Апрель 2024 »
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Горловое пение

Общая

Горловое пение остается одним из самых загадочных чудес архаичной культуры, традиции которой живы и сегодня.

Уникальность этой традиции заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно - тон и обертон, образуя этим своеобразное двухголосое соло. Традиционно с помощью горлового пения достигают  необычных состояний сознания и направляют силу сознания в определенные области, управляя ей.

На сегодняшний день традиции Горлового пения сохранились у тюркскоязычных народов, проживающих на территории России: Тыва, Алтай, Башкирия, Якутия, Хакасия, Горная Шория, известны своими мастерами Монголия, Бурятия и коренные народы севера. Наиболее широко известно Тибетское горловое пение,  исполняемое монахами - ламами при распевании мантр.

Эта традиция сохранилась в Ламаизме из живых практик Бон - «высокоразвитого Шаманизма», распространенного от Тибета до нашего Забайкалья шесть – девять тысячелетий назад . На Руси также практиковали это  - Баян (ходил по «Дереву») , Соловей- Разбойник,  «Крик Ведьмы»…  Вспомните греческого Бога Пана, хозяина диких лесов  и полей, нарушивших покой он карал невыносимой мощности  звуками, вызывавшими у людей «панику»…

Горловое пение –  это древнейшая практика  магии голоса. Мы видим глубокую связь традиций с миром животных, с природой. На сегодняшний день это одна из немногих живых традиционных психодуховных  практик, открывающих всю мощь вибраций голоса и тела,  позволяющая проникнуть в бесконечно глубокие и многообразные порталы, созвучные Природе.

Горловое пение традиционно применялось в шаманских практиках, целительских обрядах и при исполнении народных (священных) эпосов (на него приходили духи Героев). Сегодня горловое пение всё больше воспринимается как метод саморазвития и оздоровления через работу с голосом, телом и уровнями сознания.

ГОРЛОВОЕ  ПЕНИЕ В ТУВИНСКОЙ ТРАДИЦИИ

По материалам книги З.К. Кыргыс

"ХООМЕЙ - жемчужина Тувы", Кызыл, 1992 г.

Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере удивление. Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами. Это пение называется горловым - «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов».

Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой.

За сим следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме» - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии».

По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение - хоомей - заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа). 

О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.

Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение:

  • хрипеть, издавать хриплые звуки 
  • бурлить (при кипении, например, каши)

Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной.

Происхождение теримна «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие - с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.

Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией.

Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».

В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе МНР.

Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр - свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).

Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы - причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании.

Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги - стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки.

При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь.

Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.

В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них - достаточно распространенная - гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства.        

С этим мнением никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло горловое пение. При таком подходе это искусство упрощается. Феномен этот - не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр. Гораздо более обоснованным является подход к этому жанру, как к вокальному искусству, создавшемуся в форме лирических, любовных по содержанию текстов песен, не связанных первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с погребальными обрядовыми действиями.

В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.

Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность. 

Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний - охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц, кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два музыкальных голоса.

Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий. Так, в сказании «Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевну… Шестеро девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней исполняли каргыраа, хоомей, сыгыт».

Если зарождение тувинского героического эпоса некоторые исследователи относят к периоду возникновения ранних форм феодальных отношений в Туве , то есть 6-8 вв., то о времени зарождения и становления горлового пения мы не можем говорить мы не можем говорить с достаточной уверенностью. Несомненно, традиции этого жанра определились гораздо раньше.

Искусные исполнители горлового пения, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения.

По материалам книги З. Кыргыс

"ХООМЕЙ - жемчужина Тувы", Кызыл, 1992 г.

 Использование на практике Хоомея дает бодрость духа, поднимает инициативу, расширяет внимательность, увеличивает жизненный тонус, то есть высвобождает те силы, которые снимают депрессию и 
чувство одиночества.

В народе говорят, что горловое пение - Хоомей, которое подразумевает под собой три стиля исполнения; каргыраа, хоомей/сыгыт - сцеляет человека. Хромей - это своего рода форма 
самобытного мышления, восприятия окружающего мира. Он способен раскрыть у человека внутреннюю силу, нормализовать энергию в теле, освободить от негатива и зажатости души. 

   Хоомей расширяет состояние сознания и соединяет человека с пространством Вселенной. При таком измененном состоянии сознания сила души успокаивается: поднимается и расширяется 
пространство силы духа, а мышцы тела расслабляются.

РЕКОМЕНДАЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ 
Обучение горловому пению категорически противопоказано беременным и кормящим женщинам (угроза выкидыша и исчезновения молока), лицам с повышенным внутри¬черепным и внутриглазным давлением, 
заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при геморрое, язвенной болезни, увеличении давления спинно-мозговой жидкости. Не рекомендуется не рожавшим женщинам, при заболе¬ваниях легких и 
дыхательных путей, при глазных болезнях, а также при нервно-психических расстройствах.

http://www.mardongblog.ru

Удалить, стереть, забыть. (о воспоминаниях)

Общая

Прочитала в статусе у одного человека такие слова: "Удалить, стереть, забыть."

И сразу же нахлынули на меня мои прошлые воспоминания о том, что я раньше тоже так считала. Когда со мной происходили неприятные для меня ситуации, то мне очень хотелось "удалить и забыть"

А всё потому что я не знала как же можно иначе избавиться от съедающего чувства страдания и жалости к самой себе. Ведь воспоминания они сдавливают в тисках всю нашу сущность, когда  причиняют нам боль.

А почему воспоминания причиняют нам боль?

Почему человек хорошие воспоминания хочет сохранить,а плохие хочет стереть?

Если мы начнем с того, что нет в мире хорошего или плохого, потому что всё в этом мире правильно, то нет и плохих воспоминаний, нет и хороших. Есть только наше отношение к ним, есть только наши эмоции по отношению к ситуации, исходя из которой возникает воспоминание.

От того как мы отнесились к ситуации, такое получится и воспоминание.

Мне часто говорили по жизни: "Лена, будь проще"

И только сейчас я осознаю всю важность этого выражения. Чем проще мы воспринимаем ситуацию, тем легче мы делаем свою карму.

Допустим, едите вы в транспорте, а рядом стоит человек весь как на иголках, дай ему малейший шанс разозлиться и он начнет покрывать всех грязью. И допустим вы случайно наступили такому ежу на ногу, а через секунду на вас обрушивается ведро грязи. Вам, конечно, же неприятно. Кому ж приятно быть в чужой грязи? Вы извиняетесь и идете дальше по своим делам, но наблюдаете, что осадок-то остался и от былого радостного настроения не осталось и следа. А почему так произошло? Если вы знаете ответ на этот вопрос, то можете не читать дальше)

Обрушенный на вас негатив зацепил вас, потому что вы со своей стороны восприняли эту ситуацию серьезно, а поэтому расстроились. Вы стали думать об этой ситуации, тем самым впуская её только глубже в себя.

Негатив он отнимает силы и думать о нем не нужно. Поэтому отпускайте такие ситуации сразу, не думайте в дальнейшем о них. Ведь кто знает какие тараканы живут в чужой голове. Вы же отвечаете только за себя, а другим позвольте жить в том мире, в котором им так хочется. В аду или в раю...им выбирать.

Чтоб вас не съедало изнутри, не цепляйтесь за негатив. Негативные ситуации - это лишь сигналы, что в вас негатива стало больше, чем позитива и вы стали лишь  притягивать к себе подобно. Поэтому здесь нужно только откорректировать себя, а не доводить свою прекрасную агнельскую душу до самоедства, самобичевания и уничтожения. Не впускайте негатив внутрь, тогда и удалять ничего не придется=)

Сейчас многие страдают из-за любви. И часто удалить хочется все воспоминания связанные с человеком, отношения с которым построить не получилось. Почему возникает такое желание?

Потому что к ошибкам и неудачам нужно относиться иначе. Их нужно разбирать и осознавать, что при следующем уроке, пройти урок должным образом.

И мы поговрим ещё об этом позже...

Разумное поглощение информации

Общая

Найти себя.

Найди свои методы, которые будут способствовать твоему росту.

Ищи нужную информация. Чтоб не запутаться в море информации, нужная для тебя считается та, которую можно незамедлительно применить в своей жизни для решения своих задач, потому что всё остальное – мусор, отходы производства, шлаки.
Мы едим настолько больше, чем нам нужно, что все лишнее превращается в шлаки, отходы производства. Так же и с информацией – надо уметь её переваривать и столько, чтоб не переесть и не заболеть со временем информационным ожирением. Горе бывает от ума, как и ожиревшее телосложение не признак здоровья.

Ещё один подводный камень при поглощении огромного количества информации, так называемые интеллектуалы без личного опыта и практики, страдают такой формой побочного эффекта от информационного ожирения, как гордыня, которая блокирует адекватность и эволюцию в человеке. Ведь накопив однажды «жирка», им кажется, что теперь можно отдохнуть, перед этим причислив себя обязательно в ранг мудрецов и святых, уходят на информационный покой, блокируя уже любую новую информацию в жизни (зачем, ведь они уже всё знают, ведь накопили же), тем самым закрыв дверь перед самой жизнью. Ведь жизнь – это непрерывное движение и накопить на запас информацию нельзя, также как и нельзя наесться вперед на всю жизнь. А если человек заблокировал в себе это движение, то это лишь его выбор.

Поэтому ожирение в любом виде: информационном или физическом – это лишь результат остановки движения жизни в себе.
Происходит это из-за неумения работать с информацией. Работать нужно с той информацией, которая выдается нам на наш запрос при нашем желании решить ту или иную задачу
Человек размышляет, осознает задачу и решает её, используя информацию, которую дает нам жизнь.. А не наоборот, когда человек получает информацию и поглощает её, не зная что с ней потом делать (на запас), тем самым лишь отправляет её в отходы.
Я читая много книг и поглощая много информации, пришла к тому, что мне это почему-то не помогает жить лучше и радостнее. Да, я обладала знанием, но чужим. А знание неосознанное и не закрепленное опытом, со временем таит как лед на солнце и ничего не остается, лишь время потрачено зря. Поэтому информацию нужно получать изначально по запросу, который создает ваш разум для решения предстоящей перед вами задачи, чтоб полученная информация сразу закреплялась практикой, и тогда это уже ваш личный ценный опыт, который уже никуда от вас не денется и уже не растает =)

А для этого нужно размышлять. Включи мозги, друг.