Мне в руки попалась очень интересная книжка: «Система психологической поддержки Образования» В.В. Рубцов, Л.К. Селявина, С. Б. Малых. Рекомендую, почитайте на досуге. Хочу привести несколько интересных фактов про наших зарубежных коллег: «В настоящее время в США насчитывается 25-30 тыс. школьных психологов, которые работают во всех 50 штатах страны. Больше психологов в городах, чем в сельской местности. Интересы психологов защищает Американская психологическая ассоциация (APA); школьные психологи представлены в ФЗФ отдельной секцией. Они имеют свою профессиональную организацию – Национальная ассоциация школьных психологов (NASP) насчитывающая 18 тыс. членов. В США существует более 200 различных программ подготовки школьных психологов (интересно, сколько у нас!) на уровне магистра, специалиста и доктора. В отличие от системы образования принятой в Европе, в США нет программ по школьной психологии для студентов «школьная психология» на уровне магистра предлагает 1-2 годичную программу, включающую 10-15 курсов; на уровне специалиста – 3-годичную программу (не менее 20 курсов) и 1 год интернатуры под супервизорством. Подготовка на уровне доктора обычно включает 4-5-летнюю программу; 25-35 курсов в течение 2-3 лет, год интернатуры под супервизорством и диссертационная работа. Профессия школьного психолога предполагает владение 16 областями деятельности (интересно, а сколько областей деятельности у наших психологов и успевают ли они в них хоть просто заглянуть). К ним относятся: управление классом (не только классный руководитель, воспитатель), организация класса и социальная структура (и опять же не только классный руководитель или воспитатель), межличностная коммуникация и консультирование, основные учебные навыки, главные жизненные навыки (спросите у наших психологов что это!?), эмоциональные/социальные навыки, работа с родителями (рассказывали мне про одного психолога, кстати, сейчас стал методистом, с родительских собраний он просто убегал), системное развитие и планирование, индивидуальное развитие, индивидуальные различия в развитии и обучении, отношения в школьном сообществе, обучение, правовые и этические аспекты профессии, тестирование (виртуозно исполняется нашими психологами, а результаты какие: «Наши дети вообще не испытывают тревожности, никакой! Ура!»), особенности мультикультурной ситуации, исследовательская и научная деятельность (это умение с плагиатить с инета и выдать за своё)». Но у них там еще есть и проблемы школьной психологии!!!!. «Преподаватели университета имеют небольшую зарплату и перегружены работой (вот бы нам так!) поэтому у них не хватает времени на исследовательскую и научную деятельность. Недостаточное количество стипендий для студентов. Очень высок показатель ухода из специальности; многие покидают работу после 10 лет практики (наши не сдаются! 15-20 лет и это еще не предел, даже если я учитель математики, мне кажется лучше быть хорошим математиком – их так мало, нежели быть и тем и тем, а в итоге ни там, ни там результатов «ноль»). Вероятно, это обусловлено тем, что оплата труда не всегда соответствует сложности работы и объему профессиональных обязанностей школьного психолога. Как отмечают психологи – практики, чаще всего они нуждаются в повышении квалификации, расширении арсенала методик, налаживании контактов с коллегами, уменьшении технической нагрузки (отсутствие секретаря) Таковы особенности работы школьной психологической службы в США».